Александр Митта и Лилия Майорова всю жизнь вместе. О любимой жене Александр Наумович готов говорить часами. «Она очень скромный человек, притом что очень большой художник, основоположник целого жанра книжки-игрушки, — говорит наш собеседник. — У нее в год выходило до 3 миллионов экземпляров книг и альбомов. Продавалось это в 40 странах, переводилось на 26 языков».

Александр Митта: «Без жены до 80 лет я бы не добрался»
С любимой женой

«У меня были задумки с Высоцким, но…»

— Лилия Моисеевна была еще и первая модница?

— Она была идеологом московских стиляг. Тогда все надо было придумывать самим, а у нее фантазия работала прекрасно. Большой минус в моей жизни, что я не смог дисциплинировать себя так, чтобы стать пропагандистом ее идей, а их у нее море.

— Вы столько лет вместе, у вас прекрасный сын, внуки. Можете сказать, что и в жизни, и в работе главный стержень — любовь?

— Ну любовь — это очень красиво. Я не люблю таких слов, как «любовь», «творчество». Есть слова «жизнь», «работа». Мы поддержка друг другу. Жена, может, выжила бы в любой ситуации, а то, что я не добрался бы без нее до своих 80 лет, это точно.

Александр Митта: «Без жены до 80 лет я бы не добрался»
Внуки — самое
большое счастье!

— В вашем доме всегда было очень много друзей.

— Да, это так. В прежние годы заработки были совсем небольшие, на скромную зарплату режиссера жить было трудно. Тем более что я не снимал из картины в картину. Сам писал сценарии. А жена зарабатывала столько, что дома мы могли держать такое «непрерывное домашнее кафе». Так что вечером всегда на огонек приходил народ, было весело, интересно. Был у нас коллективный друг: театр «Современник», Олег Павлович Табаков как персональный друг мой и жены. И Олег Николаевич Ефремов, человек, на которого я всю жизнь смотрел снизу вверх, не потому что он высокий, а потому, что он был очень мной почитаем. У нас были друзьями и актеры «Современника», и актеры Таганки.

Володя Высоцкий, у которого моя жена была в числе самых близких друзей. Он вообще был очень общительным, и многие считают себя его друзьями, кстати, не без основания. Он был очень внимателен ко всем. В число тех 4–5 человек, которые могут действительно назвать его своими друзьями, входит Лиля. Она была его доверенным лицом, он с ней советовался. Конечно, самый близкий друг Володи Сева Абдулов. Когда приезжала Марина Влади из Франции, своих детей она скидывала нам. И на их с Володей бракосочетании были мы с Лилей. Лиля устроила им короткое и очень скромное торжество на Фрунзенской набережной, где они снимали квартиру. А уж потом Зураб Церетели повез их в Грузию и там уже весь Тбилиси поставил на уши. Я, правда, не смог поехать из-за работы. К тому же Володя был наш сосед по дому. Лет девять все праздники отмечали у нас. Володя посвятил Лиле песню, но я не запомнил, какую именно. Мы вообще тогда относились к этому с преступной беспечностью.

То, что володя так рано ушел из жизни, — это большая драма

— Когда вы решили ставить фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», сразу предложили роль Высоцкому?

— Так это снималось для него. Ведь на какие-то роли руководство Госкино его не утверждало. Он написал песни для этой картины, и они стали ее сердцем, но пришло распоряжение их вырезать…

Александр Митта: «Без жены до 80 лет я бы не добрался»
Для фильма «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» Высоцкий написал несколько песен, но их вырезали из картины. Александр Митта и Владимир Высоцкий на съемках фильма

— Дружба не мешала работе?

— Нет, на работе это не отражалось. Он же был высокий профессионал с огромным будущим. А то, что он так рано ушел из жизни, — это большая драма. Может, Володя не писал бы уже такое количество песен, но он вырастал как актер. Что бы ему режиссер ни предлагал, Высоцкий всегда становился хозяином поведения своего персонажа. К тому же с ним невозможно было спорить, он готов был принять любое ваше предложение и улучшить его. Фантазия была безгранична. У меня и еще были задумки именно с ним, но… Так жалко, что талант ушел на взлете. И не только актерский. Он собирался быть режиссером, хотел в Одессе ставить фильм. Володя даже просил проконсультировать режиссерский сценарий. Но было уже поздно…

Новая книга о Владимире Высоцком проливает свет на многие тайны

Филатов и Высоцкий жили на преодоление

— Один из ваших знаковых фильмов — «Экипаж». И судьба распорядилась так, что Леонид Филатов тоже очень рано ушел из жизни.

— Филатов — фантастически талантливый человек. И когда я писал сценарий, хотел позвать его на пробы. Но тогда надо было приглашать сразу нескольких актеров, и кого-то из них должны были утвердить сверху. Я пробовал Олега Даля. Леня узнал и сразу отказался, потому что он несколько раз пробовался с Далем, и всегда брали Олега. И я утвердил Даля, но тому врач-невролог сказал, что надо сделать передышку на три месяца — лечь в больницу. Мы должны были остановить картину, но это невозможно. И я сказал Лене, что роль освободилась. Леня позвонил Далю, выяснил, что тот действительно не может, и только после этого согласился. И Леня, и Володя отдавали себя без остатка работе.

Александр Митта: «Без жены до 80 лет я бы не добрался»
«Леонид Филатов сжигал себя. И Володя сжигал». (Кадр из фильма «Экипаж»)

— В январе у Владимира Высоцкого 80-летний юбилей. Вы можете его представить таким?

— Конечно. Высоцкий в 70 лет — это Жан Габен, только круче. Жан Габен был в молодости не так ярок, как Высоцкий, например, в сериале «Место встречи изменить нельзя». Но при той жизни, которую он вел, он сжигал себя. И Филатов сжигал. Высоцкий просто работал на износ, убежденный, что жизнь бесконечна. Оба жили на преодоление.

— И вам пришлось немало преодолеть!

— Да, и я прошел через переломные моменты. И очень жаль, что рядом нет тех, с которыми еще столько можно было бы сделать. Но надо уметь дружить и после того, как человек уходит.

Текст: Ирина Рудакова
Рекомендуем