Система упражнений венгерского ученого Золтана Дьенеша сегодня менее популярна среди российских родителей, чем, скажем, система Марии Монтессори или Глена Домана. И напрасно! Она поможет подготовиться к школе, научит вашего малыша любить самую сложную и важную науку — математику, мыслить логически.

Новая математика

Золтан Дьенеш был не только математиком, но и замечательным педагогом и детским психологом. Он хотел приблизить математические знания к детям, сделать математику как можно более доступной для малышей.
Именно Дьенеш стал основателем игрового подхода к развитию математического мышления у ребятишек. Он назвал свой метод „Новая математика”. Его идея заключается в том, чтобы преподать детям математические азы посредством увлекательных логических игр. Золтан Дьенеш придумал логические блоки, очень удачно вобравшие в себя черты конструктора и развивающей игры для маленьких мыслителей. Кстати, песни и сказки на занятиях тоже приветствуются, причем дети зачастую даже не догадываются, насколько сложные материи они усваивают в процессе подобного увлекательного урока.
«А зачем крохам математика?» — спросят некоторые мамы и папы. Действительно, ну зачем нашим детишкам графы, уравнения, теоремы? Безусловно, детей не стоит «загружать» сложными понятиями. Но развивать у них математические способности и логику просто необходимо. Еще Платон утверждал, что способный к математике «изощрен во всех науках в природе».

Дьенеш считал, что изучение математики проходит через нескольких стадий. Первая из них — это хаотичная попытка решения задачки, неизбежно ведущая к ошибкам. Это стадия свободной игры, по мнению Дьенеша, — совершенно необходимое начало обучения.
У каждой игры есть правила, их изучение — важнейшая задача. Дети хотят играть, но без правил сделать это невозможно.
Следующую стадию Золтан назвал символической. Малыш приходит к открытию, что определенные действия ведут к одному результату. И только на последней ступеньке делаются шаги к пониманию того, что выводы, к которым мы пришли, могут быть теоремами. Такой многоступенчатый подход к изучению математики формирует у ребят прочную базу. Но малышу все это, разумеется, объяснять не надо. С ним надо просто поиграть.

Чудесные кубики

Дьенеш предлагает начать „погружение” в математические знания с оригинальных логических блоков. Они представляют собой геометрические фигуры и являются прекрасным средством ознакомления карапузов с формами предметов.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (их надо, к примеру, „разбить”, выложить по определенным правилам, затем перестроить) у детей формируются навыки, необходимые для решения логических и математических задач.
Малыш учится выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти один, два или три признака, обобщать, сравнивать, производить действия в уме. В ходе таких игр тренируются внимание, память, восприятие. Кроме того, логические блоки Дьенеша учат ребятишек строить высказывания с союзами „и”, „или”, понимать суть отрицания и частицы „не”. Блоки предназначены для малышей 3–8 лет, то есть они относятся к такому типу игрушек, с которыми можно играть не один год.
В наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Он состоит из 48 геометрических фигур: четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие и маленькие); разной толщины (толстые и тонкие). В зависимости от возраста малыша и особенностей его развития следует использовать не весь комплект, а какую­то его часть.
Самым маленьким лучше начать с простейших понятий: толстый — тонкий, большой — маленький. Можно предложить игру, где блоки нужно выстроить по цвету.
Чем разнообразнее материал, тем сложнее ребенку сравнивать, классифицировать и обобщать.
Идите от простого к сложному. В инструкциях к играм с блоками есть указания на возраст.
Занятия и игры с использованием блоков влияют и на развитие детской ре­чи. Ведь во время занятий малыши учатся произносить названия геометрических фигур, отвечать на разные вопросы и выражать свои мысли.

Кубики

Во многих играх с блоками Дьенеша используются также карточки, на которых условно обозначаются свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина), а также отрицание свойств, например: «не красный» (перечеркнутое красное пятно). В эти карточки можно играть, как в «Мемори». Положите перед игроками карточки «рубашками» вверх. Задача — убрать парные карточки с поля. Открыв карточку, ребенок затем ищет ее аналог среди других. Радуйтесь всем успехам вашего крохи, обязательно хвалите его.

Малыш, давай поиграем!

К коробке с блоками Дьенеша, как правило, прилагается небольшая брошюрка с играми. Чтобы малышу было интереснее играть, привлеките к этому занимательному процессу его любимые игрушки.

  • Игра «Третий лишний». На картонку выкладываются три фигурки. Две можно объединить по какому­то свойству (например, по цвету, размеру). Пусть они принадлежат Мишке, а одна — лишняя, ее потеряла Белочка. Попросите малыша помочь Белочке найти свою «игрушку».
  • Игра «Угости игрушку». Попросите кроху разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одного размера, одинаковой толщины и цвета.
  • Игра «Цепочка». Ребенку нужно построить цепочку, чередуя детали по форме (цвету). Цепочку нужно постараться сделать как можно длиннее.
  • Игра с кругом. Нарисуйте круг. Предложите карапузу расположить все синие фигуры внутри круга, а остальные — снаружи.
  • Игра «Магазин». Положите все блоки перед ребенком и скажите ему: «Это магазин. Здесь продают самое вкусное «печенье». Ты — продавец, я — покупатель. Я хочу купить большое круглое красное «печенье». Продай его мне, пожалуйста». Затем поменяйтесь ролями.
  • Игра «Домик». Вам понадобится лист бумаги и фломастеры. Расчертите лист на 6 квадратов — это будут ваши «комнаты». В пять комнат положите блоки определенных цветов, а шестую оставьте пустой. Ребенку нужно догадаться, какого цвета фигурка должна быть в этой комнате.
  • Игра «На ощупь». Все фигуры складываются в мешочек. Попросите малыша на ощупь достать все, к примеру, круглые блоки.
  • Игра «Угадай­ка». Игра для детишек старше 3,5 лет, которые хорошо говорят. Спрячьте одну фигуру. Ребенку нужно угадать, какой именно блок спрятан. Для этого он задает вам наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, малыш спрашивает: «Эта фигура квадратная?» «Нет». Убираем все квадратные формы. «Она красная?» «Нет». Убираем все красные. И так до конца, пока не будет угадана нужная фигура.
  • Игра «Сделай так, как на картинке». Предложите малышу один в один выложить блоки по начертанной заранее схеме­картинке.
  • Игра «Полное отрицание». Попросите малыша показать вам фигуры по отрицанию: «не круг» и «не квадрат», «не круглый» и «не синий», «не красный» и «не тонкий» блоки.
Рекомендуем