Что делать, если дошкольник не особо рвется извлекать квадратные корни в уме и заучивать наизусть «Евгения Онегина», а предпочитает смотреть мультики и возиться с игрушками?

В своем темпе

Самое главное, что нужно понимать, развивая ребенка: каждое ваше усилие в этом направлении окупится с лихвой, но в то же время выдающиеся успехи вашего чада в первые 6–7 лет жизни не гарантируют, что он и дальше будет опережать сверстников.

Даже наоборот, одни детки начинают говорить фразами в полтора года, а другие — в три, кто-то свободно читает в четыре, а кто-то к концу первого класса все еще разбирает текст по слогам. Но со временем разница нивелируется: приотставшие детки догоняют вырвавшихся вперед, ведь у каждого ребенка свои темпы развития, поэтому расстраиваться из-за того, что какие-то вещи вашему малышу не даются, не стоит. Наверняка есть и такие области, в которых ему нет равных, а отставание в других он ликвидирует в свой срок с вашей помощью.

Коэффициент интеллекта психолог А. Бине придумал в 1916 году и вовсе не для выявления одаренных детей! По этому показателю определяли отстающих в развитии

Что за коэффициент?

В некоторых «продвинутых» школах будущих учеников проверяют не только на умение читать и считать, но и на коэффициент интеллекта, отражающий соотношение уровня умственного развития по отношению к возрасту. Нормальный ребенок должен иметь IQ, равный 100 процентам. Если он достигает 120–135, то речь идет об одаренном малыше, а дети, набравшие больше 160, считаются вундеркиндами.

Но на самом деле коэффициент интеллекта позволяет ориентировочно судить не об умственном потенциале, а всего лишь об уровне развития логического мышления и кругозора малыша, его информированности в разных вопросах. А она зависит от того, много ли занимаются с ним взрослые и в какой семье он растет — в простой или в той, где у родителей по три образования и две научные степени.

Гений или нет?

О том, что высокий IQ не гарантия гениальности, свидетельствуют результаты многолетнего эксперимента американских ученых. Они начали его еще в 1920-е годы, выявив на основании тестов на коэффициент интеллекта полторы тысячи высокоодаренных дошкольников, а затем наблюдали за ними всю жизнь до глубокой старости. Оказалось, что уже к средним классам вундеркинды практически ничем не выделялись среди своих сверстников, а в старшей школе многие из них уступали в успеваемости детям, которые изначально не блистали интеллектом и способностями.

Получается, что надежность таких тестов весьма сомнительна, на их основе нельзя строить долгосрочные прогнозы и делать выводы об одаренности или бездарности малыша.

В чем смысл тестирования

Как уже говорилось, такие тесты выявляют способности ребенка к вербально-логическому, абстрактному мышлению, но у многих дошкольников в силу возрастных особенностей лучше развит практический интеллект. Не учитывают тесты на IQ и того, что по-настоящему одаренный, неординарно мыслящий ребенок может дать ответ, не предусмотренный в тесте, а значит, автоматически считающийся неправильным. Нельзя не учитывать и волнение — порой даже самый умненький-разумненький кроха, распереживавшись в непривычной для него обстановке в присутствии чужих людей, может провалить тестирование.

Более того, детские психологи вообще против предварительного тестирования деток при приеме в школу. Ведь достоверных тестов на уровень интеллекта и степень одаренности не много.

Ставка на творчество

Детские психологи считают, что каждому человеку отпущен определенный ресурс возможностей. Потому специалисты советуют развивать у ребенка не интеллект, а креативность — способность оригинально мыслить и принимать неординарные решения, которые никому другому не пришли в голову.

Это драгоценное качество не подлежит девальвации со временем, напротив, оно формирует нестандартно мыслящих, а значит, безусловно талантливых и неординарных личностей.

Чтобы ребенок вырос таким, поощряйте его самостоятельность и индивидуальность, не навязывайте шаблоны и стерео­типы поведения, не отбивайте исследовательскую жилку, живущую буквально в каждом малыше.

Поменьше вечных родительских «нельзя», запретов и ограничений: позвольте крохе проявить себя, пусть даже он пытается изобретать велосипед, не торопите и не мешайте!

Приобщайте к творчеству — рисованию, лепке, пению, игре на музыкальных инструментах, разыгрывайте с малышом сценки, сочиняйте стихи и сказки. Ведь именно в творческих занятиях, в том числе и в игре, проявляется и развивается детская креативность!

Подальше от экрана

✓ Доказано, что многочасовой просмотр телевизора ухудшает творческие способности детей.
✓ Почаще выводите ребятишек на прогулку: приток кислорода активизирует активность мозга.
✓ Обсуждайте события прошедшего дня — это своеобразная зарядка для детского мозга.

Текст: Иван Белокрылов, консультант — Александр Каретников, кандидат медицинских наук.

Тест на креативность

1. Находил ли ваш ребенок необычное применение какому-либо слову или предмету?
2. Меняет ли он свои наклонности (полгода назад любил рисовать, а сейчас увлекся аппликацией или конструкторами)?
3. Рисует ли абстрактные картинки и/или воображаемые предметы?
4. Любит ли малыш сказки?
5. Придумывает ли сам истории?
6. Сочиняет ли рассказы и стихи?
7. Вырезает затейливые фигуры?
8. Сделал или додумался сам до того, о чем не знал или чего не существует (например, придумал вымышленного героя и нарисовал его, сочинил ему биографию)?
9. Возникает ли у него желание поступить по-своему?
10. Боится ли темноты?
11. Придумывал ли новые, оригинальные слова, хотя бы одно?
12. Считал ли это слово понятным без объяснений?
13. Пробовал сооружать шалаш в детской, переставлять в ней все по-своему?
14. Угадывал ли в раннем детстве назначение предметов, которые видел впервые?
15. Самостоятелен ли в выборе одежды?
16. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
17. Ищет ли объяснение тому, чего еще не понимает?
18. Просит ли рассказать о явлениях природы и окружающего мира?
19. Любит ли слушать книжки без иллюстраций?
20. Изобретает собственные игры и развлечения?
21. Помнит ли и может ли рассказать свои сны или пережитые впечатления?

Подсчитайте ваши баллы и узнайте результат

Начисляйте по баллу за каждый утвердительный ответ и подсчитайте их в конце

Менее 4 баллов
Малыш очень послушен и исполнителен, взрослые хвалят его за это, но ему явно не хватает фантазии и креативности. Пробуждайте в нем творческий дух!

От 4 до 8 баллов
Ребенок может проявить творческие наклонности и изобретательность в чрезвычайных обстоятельствах, но в обычной жизни он более склонен к практической деятельности, которая не требует полета фантазии.

От 9 до 14 баллов
Ваше чадо проявляет большую сообразительность, достаточную для многих областей знаний. Стимулируйте ребенка к более креативному поведению.

От 15 до 19 
Малыш богато одарен, но ленится применять свои способности. Он находчив и сообразителен лишь тогда, когда заинтересован в получении какого-либо подарка. Пользуйтесь этим!

От 20 до 21 
У вашего ребенка есть собственное мнение обо всем на свете, он не по годам самостоятелен, сообразителен и невероятно талантлив. Похоже, что у вас растет маленький гений!

Рекомендуем