В наших детских садах и школах появляются смешанные классы и группы, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья учатся вместе со всеми. Образование в России потихоньку становится инклюзивным не только на бумаге, но и на практике. Конечно, ребенок начинает задавать вопросы… Что ему отвечать?

Расставь акценты

От того, как ты преподносишь информацию ребенку, зависит его отношение к людям вокруг него и к собственному здоровью в будущем. Если мы даем понять своему ребенку, что люди с инвалидностью нам не ровня, то воспитываем в детях жестокость, нетерпимое отношение к инаковости и отвращение к болезни. От этого, когда вырастет, пострадает и сам ребенок. У него не будет моральной готовности справляться с трудностями, ведь взрослые внушили ему, что уж он-то всегда должен быть «нормальным и здоровым».

Ключевое понятие — это уважение. О тех, кто не вписывается в размытое понятие «норма», нужно говорить корректно, подчеркивая, что они — такие же люди. Говори не «слепой», а «незрячий» или «слабовидящий человек», не «глухой», а «слабослышащий человек», не «даун», а «человек с синдромом Дауна». Пусть эти формулировки и звучат громоздко, зато в них правильно расставлены акценты.

Не привязывай конкретные качества человека к его особенностям. Отставание в развитии у знакомого мальчика еще не значит, что он чем-то плох или опасен. Вспомни Форреста Гампа — он поражает добротой, верностью, готовностью помочь. Ребенку важно узнать, что он окружен разными людьми. Среди них нет однозначно плохих или хороших, и люди с инвалидностью, как и все остальные, могут быть слабы в одном и сильны в другом.

Нужна помощь?

Обсуждая с сыном или дочкой эту тему, не представляй человека с инвалидностью как бедную жертву, но и не взваливай на него вину. Проблемы со здоровьем могут возникнуть у любого — в жизни случается всякое. Каждому нужно уважение и неравнодушное отношение.

Что же ответить на вопрос «А почему этот мальчик такой странный?». «Для тебя это выглядит непривычно, но у этого мальчика (лучше назови его по имени) состояние здоровья не такое, как у тебя. Это значит, что ему нужно прикладывать много сил, чтобы у него получалось то, что у тебя получается само собой. Его нельзя обижать и дразнить, он — такой же человек, как ты». Если в классе учится такой ребенок, спроси у его мамы, чем можно помочь и как одноклассникам стоит вести себя с ним.

Если видишь, что дети с инвалидностью вызывают у твоего сына или дочки резкое неприятие, обрати на это внимание. Скорее всего, сам объект нелюбви тут ни при чем, а речь идет о скрытых страхах и тревогах твоего ребенка. Так может проявлять себя боязнь смерти, болезни. Лучшая тактика — поговорить, попросить описать переживания. Спокойно расскажи ему о пугающих явлениях. Своевременный разговор с понимающим взрослым позволяет избежать многих проблем в будущем. Помоги своему ребенку вырасти здравомыслящим человеком, который уважает и себя, и окружающих.

Инга Адмиральская, психолог
Рекомендуем