Примерно с трех лет дети начинают активно интересоваться различиями между полами и задавать родителям вопросы «про это» в самый неожиданный момент.
Классический пример — пятилетний джентльмен, который громко и внятно спрашивает: «Мама, я знаю, что был у тебя в животике. Но я не понял, как я туда попал?», — и все это в переполненном автобусе. Мама заливается краской, когда понимает: ей придется отвечать в абсолютной тишине под любопытными взглядами других пассажиров. Как отвечать и на чем делать акценты, если ваш ребенок начал активно интересоваться темой секса, различия между полами и деторождения?
В разные исторические периоды и в разных культурах были приняты свои специальные способы обращаться с этой темой: некоторые из них могут показаться современному человеку странными, забавными. Универсального способа, который идеально подойдет всем и каждому, нет. Но, конечно, при разговоре надо ориентироваться на возраст ребенка.
Малыш может принести из садика пару странных версий того, откуда берутся дети.
Не пугайтесь — это хороший повод поговорить
Социализация трехлетки
В возрасте около 2,5–3-х лет ребенок вступает в очень важный период своей жизни — он начинает отделяться от мамы и вступает в контакт со сверстниками. Именно в этот период у детей появляется совместная игра: из малышей, каждый из которых сам по себе что-то перебирает в песочнице, они превращаются в группу, начинают эпизодически играть вместе. Даже если эта игра выглядит как столкновение двух машинок, в процессе дети воспринимают себя и другого как похожих, как существ «одной крови». Появляется простая по организации, спонтанная группа, «мы». Незадолго до нее появляется «я». В ходе кризиса трех лет ребенок осознает себя как личность: в протестах и упрямстве отнимая у родителей право управлять собой. Отделившись, он обнаруживает себя, родителей, других детей и, что естественно, обнаруживает и различия между полами.
«Мужчина» и «женщина» — фундаментальные понятия нашего общества. Описывая незнакомца или незнакомку, мы первые делом указываем пол, а потом уже упоминаем возраст, рост, цвет волос. Вот и социализация ребенка начинается именно с того, что он пытается разобраться в этих фундаментальных понятиях: бывают тети и дяди, мальчики и девочки, а как понять, я — кто? Внимание малыша притягивает анатомическое различие между мальчиками и девочками. Поэтому и вопросы, с которыми он приходит к родителям, относятся именно к области анатомии: почему у одних людей есть пенис, а других — нет? Почему дети появляются из мамы, а не из папы?
Что сказать? Отвечать на вопросы надо просто, не вдаваясь в детали. Сейчас малышу нужна очень конкретная и понятная картина. Основное, что родители могут сообщить, это наличие двух полов в природе и необходимость участия мужской и женской особи для размножения.
О мужском и женском в природе можно говорить так: «Бывают девочки и мальчики, тети и дяди, кошки и коты. Даже деревья и цветы бывают «девочки» и «мальчики» — это необходимо, чтобы на свет появлялись малыши».
О слиянии мужского и женского можно говорить, например, используя метафору «семечка»: «Папа сажает маме в животик особое семечко, из него вырастает малыш, сначала крошечный, а потом все больше и больше». Ребенок обратит внимание на то, что у беременных женщин большой живот, и свяжет это с тем, что малыш внутри растет. «Когда ему уже пора, он из животика выбирается через специальную дверку». Вместо дверки можно использовать любое другое слово, которое удобно взрослому.
Изучая тело
Для многих родителей более сложным становится вопрос, как объяснить ребенку, что он должен прикрывать интимные места одеждой и не прикасаться к ним на публике.
Еще недавно он мог бегать по дачному участку голышом, и это никого не смущало, а теперь, оказывается, раздеваться нельзя. А еще иногда он дотрагивается до
себя — и родители хватаются за сердце. Эта манера не носит сексуального характера — прикосновения в этом возрасте срабатывают как противотревожное средство — ребенок прибегает к нему, когда напрягается. Часто это случается посреди утренника или в гостях, и родителям очень неловко. Никакой испорченности в этой ситуации не демонстрируется. Но правила общественного поведения таких вольностей не предполагают, а значит, четко донести это до ребенка.
Что сказать? Говорите в спокойной обстановке, когда малыш сыт и расслаблен. Объясните, что изучать себя можно, но не при свидетелях. Интимные места не принято друг другу показывать, потому что мир так устроен: есть специальные секретные вещи, которые «только для себя». Этот разговор поможет сориентироваться в вопросах социальной приемлемости, — то же самое вы делали, когда объясняли, что нельзя кидаться песком, кусаться и обзываться. Поднимая тему социальной приемлемости в сексуальной сфере сейчас, вы готовите ребенка к будущим разговорам о важности согласия на близость, о неприкосновенности тела.
С каждым новым витком развития ребенка ему будет требоваться все больше вашей уверенности, искренности и честности. И очень важно, чтобы вы транслировали ему ценности самоуважения, согласия, уверенности в себе. Если у вас темы секса связаны со стыдом, смущением, то эти ценности будет довольно трудно передать малышу. Отношение к сексуальности, к телу, к близости — то, в чем ребенку нужна опора на взрослого: помогите ему.
► Большинство читательниц журнала «Мой ребенок» (55%) на вопрос «Откуда я взялся?» рассказали все как есть, опустив физиологические подробности.
► Кто-то (15%) поведал красивую историю («Тебя принес аист, подарили ангелы, нашли в капусте»), потому что ребенку еще рано знать правду.
► Кто-то (14%) сказал, что объяснит все малышу потом, когда он или она станет старше.
► Некоторые родители (4%) растерялись и вообще перевели разговор на другую тему.
► А самые находчивые (12%) придумали свои варианты (предложили спросить папе, купили наглядную детскую книжку «про это»).
Техника безопасности
Что важно понимать при разговоре с ребенком?
1Он задает эти вопросы не из праздного любопытства. Ему действительно нужно знать, как все устроено в обществе, частью которого он становится. Прямо сейчас совершенно не интересно ничего знать о сексе. Его вопросы носят чисто технический характер: он видит вокруг себя конкретную реальность и хочет в ней разобраться.
2Не пытайтесь анализировать вопросы малыша, исходя из своего опыта и знаний. Часто бывает так, что услышав нечто вроде «Мама, что такое аборт?», женщина пугается. Почему это интересует ее ребенка? Вдруг с ним что-то не так? С ним кто-то что-то с ним сделал? Воздержитесь от того этого. Все проще: малыш услышал незнакомое слово и пытается узнать, что оно означает. Спросите, где и когда он это слышал, и переключите его внимание на что-нибудь. Если ребенок будет настаивать, можете ответить: «Это — сложное слово для взрослых, я тебе обязательно все объясню, когда тебе будет 15 лет».
3Отвечайте без стыда, напряжения. Важно создать у ребенка уверенность, что он может прийти к вам с любым вопросом и найти поддержку. Не ругайте его за любознательность! Он спрашивает, потому что хочет разобраться. Чем старше он будет становиться, тем больше деталей ему потребуется. И лучше, если он узнает их у вас, а не из порноролика на экране смартфона одноклассника.
Текст: Инга Адмиральская, психолог
- 10 главных аксессуаров весны 2024