Источник: unsplash.com

Многие родители, выбирая методики воспитания и развития малыша, стремятся опираться на научные знания. Особенно доверяют нейронауке: есть мнение, что способности ребенка зависят от развития нейронных связей в его мозге.

Многие видели картинки, которые наглядно показывают, что в детстве мозг человека активно наращивает нейронные связи. Проще говоря, клетки, которые проводят сигналы в мозгу, растут и ветвятся как огромный и очень труднопроходимый лес. Чем больше этих самых связей, тем больше самых разных операций способен производить мозг. А значит, способности человека растут. С началом полового созревания процесс роста нейронной сети замедляется — именно поэтому многие полагают, что ребенка нужно обучать как можно раньше (потом может стать поздно).

Что подтверждено наукой?

Нейронные связи мозга в развитие малыша: наука и практика
Источник: unsplash.com

Действительно, наиболее активный рост нейронной сети и формирование связей происходит у маленьких детей. Они познают и усваивают новое в значительно больших объемах, чем взрослые.

Развитие нейронной сети, то есть обучение, идет максимально активно на положительных эмоциях. То есть радость полезна для развития мозга! А вот негативные эмоции или скука развитию не способствуют: что-то усвоится, но объем будет маленький, а процесс будет идти медленно. 

Возможности для развития каждого малыша обусловлены массой причин: от заложенных природой особенностей организма до состояния здоровья в первые годы жизни. Несмотря на то, что ученым известно, какой участок мозга за какую функцию отвечает, система работает намного сложнее. Нейросеть может пропускать сигнал в обход пораженного участка и активировать «посольства» в других зонах головного мозга при необходимости. 

Интеллект (как способность оперировать абстрактными понятиями) — вовсе не приоритет первого года развития. Интеллект развивается, когда малыш осваивает мир при помощи органов чувств

Любые действия, которые кажутся нам простыми, на самом деле очень сложные и задействуют массу  разных отделов головного мозга. Ребенок протянул руку и взял игрушку? Это потом он будет делать это автоматически, а в процессе обучения его мозг проделал огромную работу: от получения зрительных сигналов и их анализа до включения волевого импульса, координации моторных движений, анализа тактильных ощущений и всплеска радости от успеха. 

Что на практике?

Нейронные связи мозга в развитие малыша: наука и практика
Источник:Unsplash.com

Родителям, которые хотят стимулировать развитие мозга своего ребенка важно помнить об эмоциях и разнообразии сигналов. 

1. В развитие малыша очень важны искренние позитивные эмоции! Самые сильные положительные стимулы дети получают от позитивного контакта с близкими людьми — именно поэтому радостный и спокойный кроха прекрасно развивается, если с ним ничем специально не заниматься. Общение, телесный контакт, разговоры, песенки — мощные развивающие инструменты!

2. Разнообразие сигналов — это телесные ощущения, привычные и необычные звуки, визуальные образы, вкусы. Ребенок, которого учат по какой-то определенной методике при помощи пособий просто автоматизирует узкие навыки. В то же время малыш, который ползает по всей квартире и экспериментирует с предметами, получает намного больше.

3. Детки очень любит добиваться успеха — это мощный развивающий толчок. Важно давать им возможность ставить собственные цели и достигать их. Взрослым нужно замечать эти цели, но будь внимательна — речь идет о простых манипуляциях с предметами и банальных движениях. Постарайся не пресекать инициативу малыша, если она не несет угрозы его жизни, и радоваться тому, чему искренне радуется он.

Когда не получается

Нормативы физического и психоэмоционального развития — это не учебная программа, по которой мы выставляем «зачет» или «незачет» своему ребенку. Это всего лишь ориентиры, которые помогают...
Нормативы физического и психоэмоционального развития — это не учебная программа, по которой мы выставляем «зачет» или «незачет» своему ребенку. Это всего лишь ориентиры, которые помогают нам понять, что малышу может быть нужна помощь.

Свобода выбора ребенка — залог выстраивания нейронных связей, идеальных для того мозга, которым кроху одарила природа. 

Методики раннего развития работают только в том случае, если вы их органично вплетаете в комфортную и радостную естественную жизнь. Однако иногда ребенок может сам не справляться. Как это понять?

Помни, что именно физическое развитие на первом году жизни показывает нам, как мозг малыша справляется со своими задачами — на него можно воздействовать через тело.

Врач индивидуально подберет массаж и специальную физкультуру по поведению малыша.  Задача специалиста — не научить ребенка сидеть или стоять вовремя, а активизировать его мозг, подтолкнуть его к самостоятельному развитию, к выстраиванию тех самых нейронных связей.

Рекомендуем