Источник: кадр из фильма «Середины 90-х»

Будучи детьми, мы не анализировали, что с нами происходило. Мы просто жили и проживали положительные и травмирующие нас обстоятельства. Лишь став взрослыми, мы начали понимать, что причины наших комплексов и проблем с самооценкой нужно искать где-то среди школьных коридоров, семейных ценностей и давно забытых дворовых компаний. 

Однако это понимание — не гарант того, что, воспитывая своего ребенка, мы не совершим аналогичных ошибок. Наоборот, рассуждая в стиле «как бы я хотел, чтобы общались со мной в детстве», многие родители часто допускают серьезные промахи. Узнали у психолога Айны Громовой, как воспитать в ребенке здоровую самооценку, а также выяснили, какие пять ошибок чаще всего совершают мамы и папы, с последствиями которых потом приходится работать психотерапевтам. 

Подписывайся на наши группы в социальных сетях — там еще больше полезных советов, идей, а еще вдохновляющие картинки и интересные видеоролики.
Яндекс Дзен
Телеграм
ВКонтакте

Самооценка как фундамент развития личности

Заложить основу человека со здоровой самооценкой должны в среде, в которой развивается личность. В первую очередь это касается семьи, ведь дети учатся восприятию жизни, общаясь со взрослыми и значимыми для них людьми. Ближайшее окружение ребенка закладывает в его сознании фундамент из определенных мыслей, реакций, в частности, по отношению к самому себе. Именно эта база станет основой, на которой в будущем человек будет выстраивать свое мировоззрение. 

«Подавляющее большинство взрослых в полной мере понимают степень важность детской самооценки, потому что на своем опыте знают, что очень многое в их жизни было сделано не правильно. Какими бы не были семья и окружение ребенка, он в любом случае будет развиваться. Важно другое — качество этого развития. У кого-то будет хорошая развивающая среда — родители, которые понимают ребенка, осознанно подходят к родительству и стараются воспитывать сына или дочь со своим внутренним хорошим ресурсом, в том числе ресурсом самооценки. Но это происходит не так часто, как хотелось бы. Многие дети растут в негативно развивающей среде, которая формирует у них либо необоснованно завышенную, либо заниженную самооценку», — сказала психолог. 

Ошибка № 1. Что такое внутренний ресурс ребенка и откуда его взять

Предполагается, что каждый человек видит себя без искажений, но это не так просто, ведь это не врожденное умение. Оно формируется в первые 10 лет жизни. К этому возрасту в идеале личность должна быть способна сама оценить свои действия. По словам Айны Громовй, для этого родители должны с малых лет не лишать ребенка возможности самому понять, где он сделал хорошо\плохо, где был не прав, а где проявил себя наилучшим образом. Даже с самого раннего возраста человек должен уметь оценивать свой актуальный уровень возможностей и действий. Фактически самооценка — это базовая опора личности.

Ошибка № 2. Как самооценка ребенка зависит от финансов

К сожалению, на практике не все так просто как в теории. Подход некоторых родителей не позволяет их детям стать самостоятельными ни в 10, ни в 15, ни в 25-30 лет. 

«Здоровая личность должна иметь конкретный функционал — навыки, которым должен научиться ребенок в развивающей среде. Например, понять, что зарабатывать деньги он будет сам. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы у него был свой собственный финансовый ресурс. Зачастую родители не позволяют проявить своему ребенку самостоятельность — платят за него в школе\институте, а после, когда их чаду уже 25-30 лет, „подкидывают“ денег, потому что работа, на которую он устроился, не приносит необходимого количества денег.

Финансовая самостоятельность —  один из главных ресурсов, которые необходимо развивать», — отметила психолог. 

Для решения этой проблемы важно в раннем возрасте создавать игровые ситуации, в которых ребенок должен понимать, что деньги не берутся из ниоткуда. Например, советует эксперт, можно включать денежные поощрения за хорошие оценки, а после — в подростковом возрасте — не мешать инициативе найти летнюю подработку. 

«Когда ребенок хочет устроиться на подработку в подростковом возрасте, не нужно его отговаривать, говорить, что ему еще рано работать, что он не справится и все в этом роде. Подобная занятость поможет ему в будущем без проблем себя обеспечивать. Если стремишься быть осознанными родителями, думай в ключе: «Когда я даю ребенку деньги, это мой финансовый ресурс. Когда ребенок думает о том, как ему самому заработать — это проблески его собственного финансового ресурса». Такой подход позволит снизить уровень беспокойства и повысит кредит доверия к сыну или дочери, а также положительно скажется на самооценке ребенка», — уточнила Айна Громова. 

Ошибка № 3. Как не воспитать инфантильную личность

Как воспитать в ребенке здоровую самооценку: 5 ошибок родителей, которые исправляют только опытные психотерапевты
Источник: Unsplash (@nate072107)

Этот промах следует из всего вышесказанного, но акцент будет на умении родителей не вмешиваться во все подряд проблемы детей. Лишая свое чадо возможности самому разрешить посильную ему ситуацию, беспокойные мамы и папы оказывают себе медвежью услугу. 

«Когда родители решают проблемы детей они используют свой ресурс и блокируют наработку его собственного. Поэтому важно, чтобы ребенок в раннем и подростковом возрасте умел разобраться в ситуации самостоятельно. Так он будет шаг за шагом учиться оценивать возможные риски и находить наиболее выгодные пути решения. Отсутствие этого базового функционала говорит о незрелости личности. Иными словами, мы получаем человека, который так и не научился быть взрослым. 

Ошибка № 4. Страшно перехвалить

Как воспитать в ребенке здоровую самооценку: 5 ошибок родителей, которые исправляют только опытные психотерапевты
Источник: кадр из фильма «Середины 90-х»

Подавляющее большинство родителей понимают степень важности самооценки, но не понимают, как ее сформировать правильно. Есть две кардинально неправильные модели воспитания детей — первая формирует необоснованно завышенную самооценку, вторая — необоснованно заниженную. В обоих случаях родители думают, что транслируя либо первый, либо второй вариант, они защищают своего ребенка, но это не так.

«Заниженная самооценка формируется, в частности, из-за отсутствия похвалы. Мамы и папы в этом случае уверены, что подобного рода поддержка может плохо сказаться на их сыне или дочери и лишний раз предпочитают не отмечать их заслуги, думая, что так их ребенок не станет выскочкой и наглецом, а будет скромным человеком. Однако это большое заблуждение. Результатом замалчивания поощрений, которых ребенок действительно достоин, или умаление его заслуг, становится сложная социальная адаптация. У детей с заниженной самооценкой пубертат проходит очень сложно, так как они стараются лишний раз не проявлять инициативу, боятся брать на себя ответственность, но при этом всегда ждут похвалы и страдают от того, что он не лидеры», — сказала психолог. 

Отсутствие похвалы также чревато тем, что ребенок с годами начинает делать все, чтобы получить ее. Часто в подростковом возрасте это становится причиной попадания в сомнительные компании, лидеры которых (зачастую старше по возрасту) быстро находят слабое звено в характере и умело им манипулируют. 

«Человек с заниженной самооценкой будет себе многое не позволять, боясь покинуть зону комфорта, часто будет идти на уступки или делать что-то в угоду другим, чтобы они их похвалили и усилили их самооценку хотя бы ненадолго», — отметила эксперт. 

Ошибка № 5. Мой ребенок лучше всех!

Как воспитать в ребенке здоровую самооценку: 5 ошибок родителей, которые исправляют только опытные психотерапевты
Источник: кадр из фильма «Середины 90-х»

Другая крайность — это беспричинная похвала. Буквально на пустом месте. По словам Айны Громовой, родители, которые выбирают подобную тактику, часто опираются на свой негативный опыт, вспоминая о том, что их в детстве редко хвалили, часто обижали и внушали, что добро должно быть с кулаками.

«Получив в детстве травму подобного рода и сами став родителями, такие взрослые начинают делать из своего ребенка «пупа Земли» или кумира семьи, осыпая его всем тем, чего хотели, но не получили сами. Любые действия детей в подобных семьях оценивают по высшему баллу и никогда не критикуют. Во всех его бедах родные винят других людей — одноклассников, учителей, соседей — утверждают, что он особенный, восхищаются тем, что по факту не является особой заслугой. В итоге такой залюбленный и избалованный чрезмерным восторгом ребенок, выходя во внешнюю среду, понимает, что он не может конкурировать с другими. Особенно сильно это бьет по самооценке в подростковом возрасте, потому что школьник, глядя на своих сверстников, осознает, что у него нет никаких действительно крутых навыков. В этот период и начинаются проблемы, которые часто сопровождаются истериками и конфликтами как внутренними, так и семейными», — сказала психолог. 

Дети с необоснованно завышенной самооценкой, привыкшие к похвале по любому поводу, страдают, не получая желаемого отношения от социума. Иногда их непринятие такой реальности может сопровождаться всплесками агрессии. Подобная модель воспитания, как и предыдущая, делает детей крайне незащищенными людьми, которые в будущем обречены на искаженный путь. 

«Человек, чью самооценку родители возвели до максимума, восторгаясь любым его шагом, всегда будет находиться в „ножницах“ высоких амбиций и низких реальных достижений. Мой совет, не воспитывайте детей по каким-то своим „скриптам“. Вместо этого чаще задавайте им вопрос: «Как ты сам думаешь, то, что ты сделал это хорошо или плохо?», больше интересуйтесь его мыслями по разным ситуациям. И помните, что подобные вопросы должны транслироваться не с позиции «мы тебя оцениваем», а с позиции «как ты себя оцениваешь». Только так ребенок научится оценивать себя на основании реальных достижений», — подчеркнула Громова.

Рекомендуем