Фото: PR
Фото: PR

Анна Сергеевна Матвеева  — автор более 30 книг, посвященных проблемам развития, воспитания, обучения детей. Автор методики нейропсихологического тренинга детей с ЗПР И ЗРР. Педагогический стаж — 31 год, логопедический — 26. Используемые Анной Сергеевной приемы и методы речевой терапии позволяют успешно преодолевать трудности в обучении грамоте, в овладении письменной речью и чтением (дисграфия, дислексия). В своей работе особое внимание педагог уделяет вопросам комплексной подготовки детей к обучению в школе, которая проводится с использованием оригинальных упражнений на авторском материале.

Анна Сергеевна Матвеева отвечает на вопросы наших пользователей.

Ситуация из жизни

— Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию. Родители мальчика активно занимались его дошкольным образованием — он посещал языковой клуб, кружок для юных конструкторов (Lego), с 4 лет начал читать. Когда встал вопрос о том с 6 или 7 лет отдавать его в школу, родители решили все-таки подождать до 7, потому что в эмоциональном плане и в бытовых мелочах мальчик был еще недостаточно развит. Когда же он достиг 7-летнего возраста и его отдали в 1 класс, то педагоги уговорили родителей перевести его сразу во второй класс, поскольку ему в 1-ом было просто нечего делать по знаниям. Правильно ли поступили педагоги и родители? Что бы вы посоветовали тем родителям, у которых возникнет подобная ситуация? Получается, не стоит слишком активно заниматься с ребенком до школы, как говорится, «всему свое время»? И где тут грань между «достаточно» и «мало»? Ольга Г.

А.М.: Начнем с того, что у нас согласно закону в школу поступают дети, которым на 1 сентября исполнилось 6,5 лет. Если меньше, то не берут. Это сделано не просто так. Наконец задвинута эта безумная идея о начале школьного образования в шесть лет. Когда дети поступали в первый класс при детском саду, в нулевые классы, это была немножко другая установка, тогда дети справлялись с теми нагрузками, которые им предъявлялись при частичном сохранении садикового режима.

Возвращаемся к нашему мальчику, который сразу попал в другой класс, в другую обстановку. Ранее у родителей были сомнения в его социализации — эмоции и прочее это же социальные функции, главной из которых является общение в коллективе. То есть, выполнение каких-то обязанностей в социуме. И видимо с этим были проблемы. У детей домашних и детей-ученых, как я их называю, они очень часто встречаются. И вот этот мальчик наверняка с хорошими способностями попал в другой коллектив. Дай бог, чтобы все у него сложилось. Но это неблагоприятно для ученика. То, что он выполнял задания быстрее других, говорит прежде всего о том, что у него есть фора. Это запас, который быстро проходит. На мой взгляд, его можно было бы отдать в какой-нибудь кружок при школе, на факультатив, и развивать таким образом. Но раз учителя посоветовали, что само по себе поразительно, то, возможно в случае именно этого мальчика такая стратегия оказалась эффективной.

Что нужно детям?

Как определить, что лучше для конкретного ребенка — немного подождать или идти в школу пораньше? Дарья Л.

А.М.: Рассматривать этого конкретного ребенка в его ситуации, не идти на поводу у моды и своих амбиций. Например, когда я училась, было принято всех девочек из интеллигентных семей учить музыке. И меня тоже отправили в музыкальную школу, купили пианино. Но у меня совсем нет слуха! Два месяца я страдала вместе с учительницей, пока не выкинула эту папочку с нотами в мусорный ящик. К счастью, после этого родители продали пианино и вопрос о музыке закрылся. А сколько таких детей приносят вымученные дипломы!

! Прежде всего, я за то, чтобы детям оставлять детство. У них должно быть время на то, чтобы потусить где-то: и с товарищами пообщаться, и дома покувыркаться, и просто ничего не поделать. Кроме того, дети очень ревнивы и появление звезды, так сказать, которое всегда обставляется обсуждениями, вызывает разную реакцию. Я всегда говорю родителям, что я — за здорового середняка. Как ни странно, крепкий хорошист или способный троечник, у которого бывают пятерки, это наиболее перспективные ученики, с наиболее крепкой нервной системой.

В школу через год: 10 советов родителям первоклашек
Полезные советы и рекомендации дает педагог, логопед, автор многих развивающих и коррекционных методик Анна Герасимова.

Нужна ли дошкольная подготовка?

Как вы считаете, чем обязательно нужно заниматься с детьми до школы и с какого возраста? Полина Р.

А.М.: Маленькие дети очень хорошо переносят общеразвивающие занятия. В два года они еще не воспринимают окружающих совсем, это мое мнение. А с трех лет уже можно заниматься — бассейн, танцы, театр, пожалуйста, почему нет. Рисование — с пяти лет.

! Главный показатель выбора — желание ребенка. Если ребенок не хочет, не надо. Занятия должны проводиться без родителей, иначе КПД снижается очень сильно. Если нет психологических проблем, потихоньку отправляйте на развивалки. Если хочет петь, играть на инструментах — с пяти-шести лет отдавайте в школу искусств. Из восточных единоборств оптимальным будет айкидо. Оно не столь жесткое, как дзюдо и самбо, дети занимаются им с удовольствием, и на айкидо принимают обычно с пяти лет. Там очень велика роль учителя, и весь антураж очень полезен.

Не рекомендовала бы ранние занятия иностранными языками, это не только не полезно, но и абсурдно. Если, конечно, у вас не двуязычная семья, и вы не переехали на жительство в другую страну.

То же с ранним обучением чтению. Пока у ребенка нет базы для получения этих знаний, все это очень формально. Мы потом получаем массу детей, которые читают плохо и неправильно. Есть, слава богу, ФГОС и я предлагаю следовать принятым рекомендациям.

Логопедические проблемы

— Насколько важно, чтобы к школе у ребенка не было логопедических проблем (чтобы он произносил все звуки)? Или ими можно заняться и уже после начала школьной жизни? Лариса Н.

А.М.: Конечно, желательно все-таки позаботиться о том, чтобы нарушений в звукопроизношении не было. Но не столько из-за опасности появления дисграфии и прочего, а просто потому, что дети сравнивают себя друг с другом, и это создает возможность выделиться с точки зрения недостатка. Конечно, дразнят не всех, у кого есть дефекты речи, и не всех они тяготят. У меня вот, например, муж картавит и ничего страшного. Тем не менее лучше обезопаситься.

Исправить все эти нарушения речи до школы совсем несложно, если только речь не идет о тяжелых случаях: тогда лучше подумать о речевой школе. Там специализированная программа, маленькие классы, много педагогов и более благоприятные условия.

Советы для первоклашек

Посоветуйте, пожалуйста, родителям деток-первоклашек, как начать первый учебный год правильно? Как не подавить в ребенке желание учиться? Александра Н.

А.М.: Во-первых, всячески подчеркивать результат работы. Необязательно хвалить, главное, говорить, что ты справился, ты сумел, ты научился делать что-то. Да, у тебя еще не очень хорошо получается вся буква, но вот палочка великолепно получается. Да, у тебя пять ошибок в устном счете. Но было-то одиннадцать! Результативность труда важно сравнивать по нарастающей. Замечать любой положительный момент. Любой!

Во-вторых, обязательно наладить контакт с учительницей. Учителя бывают разные, они тоже люди. Не все горят своим делом, есть учителя не очень талантливые. Ну а мы разве все звёзды? Ведь нет же! Поэтому, какой бы ни был учитель, я всегда перед ним снимаю шляпу и считаю, что с любой учительницей надо установить контакт. Это человек, которому мы доверяем свое самое дорогое. И ребенка нужно однозначно воспитывать в уважении к учителю. Это уважение вернется и к нам, ведь ребенок переносит свое отношение с мамы на учителя, особенно в начальной школе. Очень важно, чтобы родители и учитель шли единым фронтом и понимали друг друга.

Книжные новинки от Анны Матвеевой

Рекомендуем