Приучить ребенка к чтению или заставить его читать — это две совершенно разные задачи. Часто мы сосредотачиваемся именно на второй, пытаясь уговорами, угрозами или подкупом вынудить наше чадо сесть за книгу. Кому-то это удается, и дети успешно выполняют школьную программу по литературе. Но привили ли им любовь к чтению? Захочет ли ребенок читать что-то вне заданных рамок?

Задача 1: Найти книгу

Любовь к чтению всегда начинается с конкретной книги (кто-то из взрослых так и не нашел ее). Вот и ребенку нужно встретить свою «любовь», а для этого нужно искать.

Попробуй заинтересовать ребенка. Ходи с ним в детскую библиотеку, книжные магазины, на фестивали и ярмарки, где ребенок может брать разные книги, пролистывать, рассматривать картинки, начинать читать. Так он сможет сам подобрать себе то, что будет ему интересно.

Покупая книгу ребенку, подумай, что его по-настоящему может увлечь. Не выбирай программные произведения. И учти, что он может «не дорасти» или, наоборот, «перерасти» какие-то книги.

Предлагай ребенку находить информацию для учебы в школьной библиотеке, а не искать ее в Интернете. Пусть он и не прочтет книгу целиком, зато приобретет хорошую привычку.

Заведи дома библиотеку. Пусть в ней будут разные книги — от классических произведений до специальной литературы. Важно, чтобы книги были доступны ребенку: он мог до них дотянуться, взять и полистать. Ребенок постарше может пытаться читать книги «не по возрасту». Не мешай ему в этом, пусть он без помех роется на книжных полках.

Задача 2: Понять причину

Если вы с мужем по вечерам и в выходные предпочитаете сидеть перед компьютером или телевизором, то и ребенок будет поступать так же, сколько бы ты ни твердила, что книга «куда интересней».

Что делать?

Читай в свободное время. На отдыхе, в транспорте, а не утыкайся в смартфон. Пусть ребенок видит это и берет с тебя пример.

Обсуждайте. Читайте вместе и обсуждайте прочитанное. Можешь зачитывать вслух что-то интересное из своей книги, как бы делясь своими мыслями с ребенком.

Рассказывай ему о книгах, которые нравились тебе в детстве, и объясняй, чем именно.

Задавай вопросы. Спрашивай, не хочет ли он пересказать прочитанное. Если нет — не заставляй.

Задача 3: Сформировать навык

Если ребенок еще довольно плохо читает, то это занятие из удовольствия превращается в пытку. Каким бы интересным ни был сюжет, он не сравнится с затраченными усилиями. Помоги ему поднять технику чтения, чтобы он мог легко погружаться в захватывающие истории.

Сказки для чтения детям: выбираем по возрасту

Что делать?

Разучивайте чистоговорки. Это шуточные труднопроизносимые фразы, например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Они развивают артикуляционный аппарат, что помогает научиться легче читать.

Работайте над скоростью чтения. Для этого подойдет игра «Побей свой рекорд». По очереди читайте в течение минуты, затем посчитайте, кто сколько слов прочитал, и пробуйте побить свой рекорд. Иногда стоит поддаться ребенку, «не сумев» улучшить свой результат, а иногда, наоборот, — показать большой «рывок вперед».

Пересказывайте. Научи его пересказывать текст по ключевым словам и мыслям, выделив их в каждом абзаце. Так ребенок научится лучше понимать текст, а потом и «читать между строк».

Заведите читательский дневник. В нем ребенок будет писать, что он читал, сколько страниц в день, сколько времени на это потратил, что понял и свои впечатления. При желании нарисует иллюстрацию.

Задача 4: Разрешить лениться

Если заставлять ребенка («Пока не прочитаешь 10 страниц, гулять не пойдешь»), он будет относиться к чтению как к наказанию. Позволь ему те же «поблажки», которые даешь и себе.

Перескакивать. Разве ты никогда не пропускала неинтересные части, не заглядывала в конец книги, чтобы узнать, чем все закончится?

Не дочитывать. Не все произведения стоит читать до конца. Некоторые оказываются откровенно плохими.

Перечитывать. Не говори ребенку: «Зачем ты в третий раз читаешь одно и то же? Начни что-то другое». Радуйся, что у него есть любимая книга! А еще попробуй предложить произведение, похожее по сюжету или героям.

Читать все подряд. В жизни детей и так много правил и требований, поэтому пусть ребенок читает без всякой системы — все, что попалось под руку.

Читать где попало. Если ребенок читает в транспорте, за едой, на ходу — значит действительно полюбил это занятие, и книга его захватила.

 

Если малыш еще читать не умеет, но и слушать не хочет

✔ Потешки или стихи Малышу может быть еще не по возрасту длинный сюжет сказки, ведь за ним маленькому непоседе сложно уследить. А вот в стихах есть ритм, который можно отлично «разыграть» интонационно. Еще их можно заучивать и рассказывать, например, по ролям.

✔ Поставьте мини-спектакль Ребенок будет кукловодом, а ты — «закадровым диктором».

✔ Интерактивность. Купи книги с двигающимися, звучащими вставками. Преврати чтение в игру и познание окружающего мира.

Фото: Andrey Kuzmin/Fotolia.com; ShutterStock/Fotodom.ru

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен