Часто к концу года усидчивость и, соответственно, успеваемость у детей снижаются. Родители винят во всем хорошую погоду, желание погулять и прочие отвлекающие моменты и пытаются заставить ребенка взяться за ум. Услышав от него «я устал», взрослые нередко считают, что он просто валяет дурака. Но если вы внимательно посмотрите на расписание, то увидите, как весной увеличились нагрузки. В ближайшее время детям предстоит череда зачетов, контрольных и пересдач. Со всем этим нужно как-то справиться, а сил и правда почти не осталось.

Знать и действовать

Главный документ, который стоит штудировать родителям, взволнованным непосильной школьной нагрузкой, — это СанПиНы. То есть Санитарные правила и нормы, разработанные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НЦЗД» Минздрава РФ. Там, например, написано, что у пятиклассника может быть не больше 29 уроков в неделю (при условии учебной пятидневки), у шестиклассника — максимум 30. И никакие уверения учительницы, что ребенку необходимы «дополнительные занятия», не являются основанием для увеличения количества учебных часов.

Имейте в виду, что на домашнее задание в нормативах отводится 2–2,5 часа (у шестиклашек). А также ребенок должен гулять как минимум пару часов и спать не меньше 10 часов в сутки.

Нагрузки для подростка: как уберечь ребенка от переутомления?

1Внимание, внимание!

Чем сильнее нагрузка, тем более рассеянным становится ребенок. Причина в том, что наш мозг не сразу адаптируется к поступлению большого количества информации.

И, если снизить темп обучения невозможно, нужно помочь школьнику с освоением компенсаторных механизмов. Чуть больше года назад группа ученых под руководством Марии Галлотты из Римского университета опубликовала результаты исследования, посвященные влиянию физической нагрузки на работу лобных долей головного мозга у детей 8–12 лет. Полученные данные однозначны: занятия спортом повышают концентрацию внимания на 40–60%.

!Надо гулять! Правда, школьники сегодня с большим удовольствием проводят свободное время за компьютером или игровой приставкой и выгнать их на улицу не так-то просто. Единственный работающий способ — ежедневные вечерние променады всей семьей. Например, после ужина. Знаменитый педиатр Евгений Комаровский и вовсе советует ради благих целей завести собаку. Ребенок будет просто вынужден выходить на свежий воздух пару раз в день. А игры с псом вполне заменят необходимую физическую нагрузку.

Как помощь ребенку закончить учебный год?

Что мешает ребенку концентрироваться?

Высокое напряжение

Недавно ученые доказали, что главной причиной «школьного» гастрита часто является не неправильное питание, как считалось раньше, а нарушение нормальной работы поджелудочной железы. Именно она отвечает за кровоснабжение слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки. К сбоям в работе всех этих органов нередко приводят высокие психоэмоциональные нагрузки, нервное и физическое переутомление. Следите за тем, чтобы ребенок — особенно в трудное время — питался по режиму (это, кроме прочего, успокаивает нервы) и достаточно спал.

дефицит активности учеников младшей и средней школы — 30–40%, У старших учеников он вырастает до  80%

2Спина прямая?

По статистике, именно весной у детей обостряется так называемый «осаночный синдром», они часто отмечают боли в спине, шее, руках и ногах. Иногда говорят, что стали хуже видеть. За всеми этими симптомами обычно стоит нарушение осанки. Позвоночник, испытывающий перегрузки с осени, к весне перестает выдерживать растущее напряжение. Виной тому, понятно, неправильная поза во время занятий за учебным столом и ношение тяжестей.

Но и это еще не все. Дело в том, что внутри организма постоянно поддерживается баланс окислительных и антиокислительных процессов. Неправильная осанка опосредованно влияет на это соотношение, и равновесие нарушается. В результате продукт окисления — свободные радикалы — накапливается в организме и вызывает оксидативный стресс. Для того чтобы сдержать его, организм запускает интенсивный антиокислительный процесс. Эта борьба приводит к тому, что мы начинаем быстро уставать и много болеть.

Как помощь ребенку закончить учебный год?

Стоит ли переводить ребенка на домашнее обучение?

!Если ребенок жалуется на боли в спине или шее, первым делом обратите внимание на его постель. Подушка должна быть плоской, матрас — умеренно жестким. По мере возможности следите за тем, чтобы ваш школьник не носил рюкзак на одном плече, а чередовал правое и левое. И, конечно, нелишними будут упражнения для укрепления мышц спины. Самое простое из них — «лодочка»: лежа на животе, нужно оторвать от пола руки и ноги и постараться удержаться в этом положении как можно дольше. Простых мер достаточно, чтобы остановить процесс. Боли же обычно затихают через 10–15 дней. Если они продолжаются дольше, обратитесь к неврологу.

Как помощь ребенку закончить учебный год?Надежда и опора

Чтобы спина у школьника не болела, скорректируйте рабочее место дома. Начните со стула. Ребенок должен сидеть на нем ровно и доставать ногами до пола так, чтобы они были согнуты под углом 90°. И в коленных, и в тазобедренных суставах. Популярные крутящиеся кресла с отгибающейся спинкой ортопеды занесли в черный список: они способствуют деформации позвоночника и не дают спине достаточной опоры.

рюкзак для шести-восьмиклассников не может весить больше трех с половиной килограммов

3Питательный элемент

Правильное меню очень важно при повышенных умственных нагрузках. Основа диеты школьника — полноценный белок и сложные углеводы.

Вот топ-5 самых полезных продуктов для учащихся:

• Лосось. Источник жирных кислот омега-3. Доказано: регулярное употребление жирной рыбы улучшает кратковременную и долго-временную память.

• Томаты. Содержащийся в них антиоксидант ликопен защищает клетки от оксидативного стресса, улучшает кровоснабжение мозга, особенно зон, которые отвечают за память, внимание и логическое мышление. Примерно таким же эффектом обладает и миндаль.

• Капуста. Один из главных поставщиков витаминов В6, В₁₂ и фолиевой кислоты, которые снижают риск развития когнитивных нарушений (включая даже болезнь Альцгеймера).

• Виноград. Антоцины в его составе укрепляют зрение и нормализует внутриглазное давление.

Как помощь ребенку закончить учебный год?

Кондитерские и мучные изделия обезвоживают организм и ухудшают работу мозга. А именно сейчас он должен трудиться очень активно

4В его голове

Больше половины учащихся средних и старших классов время от времени жалуются на периодические головные боли. В большинстве случаев их причиной становятся нервно-психические перегрузки. Есть даже специальный диагноз — ГБН (головная боль напряжения). По медицинской статистике, это заболевание обнаруживается у 40% школьников 7–17 лет. Для него характерны боли в теменной и височных областях, возникающие на фоне стресса (например, контрольной работы). Обычно приступы случаются в школе или вечером — после занятий, а вот в выходные дни и на каникулах дети чувствуют себя совершенно нормально.

!Помогите ребенку купировать напряжение. Ваши союзники в этом деле — вечерние расслабляющие ванны с морской солью, хвойным экстрактом или лавандой, а также отвары зверобоя и мелиссы, обладающие легким седативным эффектом (по 1 ст. л.
3–4 раза в день). Разумеется, перед тем, как заваривать травки, нужно проконсультироваться с врачом.

Детские витамины для иммунитета: как выбрать?

Комментарий эксперта

Назокат Смирнова, врач-педиатр клиники «СМ-Доктор»

«Витамины и микроэлементы помогут ребенку легче пережить трудное время. При серьезных школьных нагрузках нужны комплексы, в которых содержатся селен и магний. Они повышают иммунитет, нормализуют сон, улучшают память и внимание. Иногда старшеклассникам не обойтись и без витаминов группы B — они налаживают работу нервной системы, помогая «не плыть» в стрессовых ситуациях (например, во время экзамена). Также нелишним будет сейчас пополнить запас витаминов С, Е, кальция, железа. Однако хочу предупредить родителей: решение о назначении любых комплексов должен принимать только врач. Помните: небольшой дефицит витаминов и микроэлементов для ребенка вполне нормален, а вот передозировка опасна».

Рекомендуем