Еще совсем недавно ваш спокойный и позитивный малыш с радостью реагировал буквально на все, что вы ему предлагаете. А негативные эмоции проявлял, только лишь когда испытывал боль или серьезный дискомфорт. Его довольно-таки легко было отвлечь и переключить. Но вдруг что-то в одночасье поменялось… И сейчас у подросшего ребенка очень часто возникает чувство протеста буквально «на ровном месте». Почему так происходит и как правильно вести себя взрослым членам семьи, чтобы без особых моральных потерь пережить этот непростой период?

Первый возрастной кризис ребенка: на что обратить внимание

Тело и психика

Возрастные кризисы, хоть в год, хоть трех лет или подростковый, случаются не просто так. В определенном возрасте человек меняется физиологически, и это отражается на его восприятии мира и поведении. В конце первого года жизни малыш приобретает много новых навыков, учится ходить, начинает понимать обращенную к нему речь и выполнять простые просьбы, накапливает большой пассивный словарный запас, и это меняет его взгляд на мир.

Способность перемещаться в пространстве, которую малыш обрел, когда научился ползать, уже открыла ему новые границы собственных возможностей. Он уже не только надеется, что ему дадут что-то интересное, но и может достать это САМ. Когда кроха начинает вставать, а потом и ходить, «как большой», с ним происходят все новые открытия:

● Многие вещи он начинает видеть под другим углом — а эту информацию нужно усвоить.

● Любые новые навыки — это активное развитие мозга.

● Способность многое делать самому приводит к новому этапу психологического развития и к ощущению самостоятельности. В результате дети часто протестуют, особенно когда их желания и физическая возможность что-либо сделать наталкиваются на запрет и на прямое ограничение взрослого.

Активная речь в этом возрасте часто отстает от мыслей и чувств, которые ребенок хочет выразить. Пока кроха мыслит не сложносочиненными предложениями, но он уже может построить в голове определенную последовательность действий, которую ожидает от родителей, но не может это выразить словами. А они, бестолковые, не понимают! Это вызывает у малыша сильный дискомфорт. Ребенок может начать капризничать, но не от физической боли, а от психологической: его не понимают!

Предотвратить и обезвредить: как поступать с детскими истериками?

Со стороны кроха в кризисе первого года выглядит не слишком симпатично: закатывает истерики, скандалит, когда его ограничивают в чем-то. Радует, что он уже может занять себя сам, но без присмотра постоянно подвергает себя опасности. И при этом требует то одного, то другого: то идите ко мне, жалейте и помогайте, то отойдите и не мешайте.

Со стороны малыш в кризисе первого года выглядит жутким капризулей: то ему не так, это не эдак…

Как себя вести?

Поведение крохи в конце первого года жизни сложно назвать легким и приятным. И у родителей порой терпение на исходе. Как же правильно реагировать на все эти «взбрыки»?

● Не перебарщивать с ограничением самостоятельности ребенка. Сделайте дом безопасным, а не сажайте малыша в манеж. Запретов «нельзя» должно быть немного: только те, что связаны с безопасностью. Для развития крохе нужны свобода и покорение новых рубежей — воспринимайте инициативное поведение как задатки будущего лидерства.

● Если ребенок активен, он будет набивать шишки. Относитесь к этому как к получению важного опыта. Кроха что-то роняет, падает сам, ударяется? Реагируйте на это спокойно. Помните, что вы сейчас закладываете основу его будущих реакций на неудачи и провалы.Кризис первого года у ребенка: почему это сложно, но важно пережить

● Понаблюдайте за малышом: уже сейчас видны зачатки его характера, но их можно скорректировать. Если после неудачи кроха злится, но потом пробует еще и еще, — отлично, не мешайте ему, позже скажите, что он молодец, разделите его радость успеха. Если гневается, рыдает и перестает пробовать, стоит помочь малышу и проделать вместе то, что никак не выходит. Так вы работаете на зону ближайшего развития ребенка: то, что он не в состоянии пока сделать сам, но готов освоить с помощью взрослого. Если он плачет, не спешите на помощь, пока вас не начнут искать взглядом и протягивать руки, — возможно, ваш малыш уже готов пережить горе самостоятельно. Если же ребенок сразу требует вашей поддержки, окажите ее: он еще не готов справляться с неудачей. Не паникуйте, спокойно объясните, что ничего страшного сейчас не произошло, а когда он успокоится, предложите попробовать еще и еще раз.

7 причин плохого поведения ребенка

● Когда малыш протестует против ваших ограничений (например, вы стремитесь держать его за руку или запрещаете трогать что-либо опасное), будьте терпеливы. И объясняйте, почему нужно делать так, а не иначе. За исключением действительно серьезной опасности, позволяйте ему получать опыт. Например, дайте потрогать горячий предмет, который не вызовет серьезного ожога.

● Насколько серьезно мотивированы ваши запреты? Стремление сохранить чистой одежду на прогулке противоречит естественному желанию ребенка осваивать мир. Лучше ходить в старом комбинезоне, который не жалко, чем постоянно держать ребенка за руку, чтобы он не испачкался. Эксперименты с предметами, который ребенок может испортить, очень важны: именно манипулируя вещами ребенок усваивает их свойства, качества и бытовое назначение.

А если ничего не меняется?

Вашему ребенку годик, а он ведет себя по-прежнему? Где же этот знаменитый переходный возраст, где знаменитый кризис, о котором вы так много слышали от друзей и родных? Вокруг столько информации по этому поводу, что некоторые родители начинают беспокоиться… Не стоит! Одни дети развиваются более плавно, чем другие. Если у вашего малыша явно выражена познавательная активность, приобретаются все новые и новые навыки, происходит качественный и количественный рывок в развитии, но при этом кроха не бунтует, — у него просто такой темперамент. Все мы разные — и это здорово!

Как справляться с детской злостью?

Рекомендуем