Родители внимательно отслеживают развитие малыша на первом году жизни. И это не просто нетерпение увидеть первую улыбку или первый шаг крохи, а понимание того, что появление новых навыков — это сигналы о развитии ребенка. На них нужно чутко реагировать, чтобы оказать помощь, когда она необходима. Существуют примерные нормы развития, которые стоит отслеживать и маме, и педиатру.

Практически всем деткам первого года жизни нужна игровая и эмоциональная поддержка, чтобы тот или иной навык сформировался в срок. Важно, в какой среде находится ребенок, стимулирует ли она его к развитию. Даже в раннем возрасте крохе нужны и эмоции мамы, и сигналы внешнего мира, чтобы было желание совершать маленькие подвиги. Ребенок, у которого есть возможность активно перемещаться в пространстве и привлекательные цели для исследования, скорее захочет научиться ползать, чем кроха, которого постоянно пересаживают из кроватки в коляску, из коляски в автокресло. Нормы развития по этапам сигнализируют о становлении нервных связей и о развитии его мозга, поэтому уделяйте им особое внимание.

Как правильно выбирать игрушки для младенца?

В общих чертах

Говоря о двигательном, развитии крохи, выделим несколько наиболее значимых этапов.

В первые три месяца младенец овладевает крупной моторикой: постепенно понимает, что может управлять движениями своих конечностей и учится делать это, осознанно поставив себе цель.

От трех до шести месяцев основное внимание — на мелкую моторику. У малыша возникает желание что-то схватить, потянуть к себе, удержать, — и ему это постепенно удается.

От шести до девяти месяцев ребенок вновь осваивает крупную моторику, но на новом этапе. Перед ним стоит сложная задача: скоординировать движения рук, ног и корпуса, чтобы менять положение тела в пространстве. Кроха начинает переворачиваться, вставать на четвереньки и ползать.

От девяти месяцев до года малыш учится держать тело вертикально. Он пытается вставать, а потом и ходить — сначала с опорой, а потом и самостоятельно.

После года развитие мелкой и крупной моторики идет параллельно: ребенок будет одновременно учиться уверенно ходить, а затем бегать и прыгать. В это же время движения его пальчиков будут становиться все более точными и управляемыми.

Учим ребенка ходить: сроки, правила, рекомендации

От 0 до 3 месяцев

Моторное развитие ребенка до года: основные нормы

В первые недели жизни младенец адаптируется к жизни вне утробы, где все ново: от температурного режима, света, звуков, большого пространства, до ощущений, которые вызывают процессы в пищеварительном тракте. Мозг крохи работает в необычайно интенсивном режиме, но до моторного развития дело не доходит. Лишь на третьей-четвертой неделе младенец привыкает к новому миру и начинает проявлять к нему интерес.

Он начинает осмыслять сигналы внешнего мира, которые получает от своих органов чувств: вздрагивает от резких звуков, реагирует на прикосновения и другой телесный контакт (например, доволен или негодует, когда его купают); жмурится от света. Постепенно малыш учится следить за тем, что ему интересно, старается держать и поворачивать голову. Развивать этот навык помогает, например, вращающийся мобиль над кроваткой. Кроха реагирует и на сигналы «внутреннего мира». Он пока не владеет моторикой, пугает себя хаотичными движениями, может удивляться процессам в животике, пузырю воздуха, который он отрыгивает после кормления. Со временем неожиданностей становится меньше, и кроха реагирует плачем только на боль, голод и дискомфорт из-за холода, перегрева или раздражения на коже.

Постепенно малыш овладевает своими конечностями и получает удовольствие от этого. Ему нравится нарочно ударить по игрушке, которая висит над кроваткой. Стимулируйте его при помощи ярких предметов (например, мягкого мячика).
Не стоит «пичкать» кроху новыми впечатлениями, ему их предостаточно при простом семейном общении. Если часто берете малыша на руки, разговариваете с ним, — для него это уже серьезный поток новой информации. Полагайтесь на свою интуицию: обычно мама понимает, когда кроха бодр и заинтересован чем-то — тогда можно помочь ему потрогать что-нибудь, показать. Фольклорные потешки и пестушки с поглаживанием тельца малыша, — также отличная развивающая игра.

Сколько раз в день нужно обнимать ребенка и почему?

Внимание!
Важно защищать малыша от травм шеи и позвоночника, аккуратно поддерживать головку крохи до того времени, когда он научится уверенно держать ее сам.

Моторное развитие ребенка до года: основные нормы

От 3 до 6 месяцев

Малыш может осмысленно двигать руками и ногами и начинает двигать пальчиками. Многие дети осваивают поворот корпуса, а в 6 месяцев уже могут переворачиваться со спины на живот и обратно. Вначале кроха играет с собственным телом и с удовольствием засовывает в рот руки и ноги. Затем в ход идут игрушки, особенно когда начинают резаться зубы. Помогите малышу ухватить легкую погремушку — сначала он это сделает неосознанно, но получит удовольствие, а потом будет пытаться взять ее сам, уже намеренно. После этого кроха начнет брать предметы и перемещать их в пространстве, хаотично размахивая, поэтому в этом возрасте выбирайте безопасные игрушки, которые не только можно засунуть в рот, но и от которых не больно неожиданно «получить по лбу».

Зона самостоятельности малыша расширяется, он может что-то делать сам и хочет получить результат. Стимулируют ребенка к действию предметы, которые издают звук в ответ на действие крохи: погремушки, подвесные игрушки с колокольчиком и т.п. Для хорошей тренировки координации движений важно, чтобы малышу нужно было дотягиваться до предметов, которые находятся не только перед глазами, но и слева или справа, выше или ниже и т.п. Чтобы кроха хотел повернуться на бок, предметы нужно располагать не только на подвесном модуле, но и на плоскости, где лежит малыш.

Внимание!
Если в 4 месяца малыш не пытается играть со своими ножками, тянуться к предметам, а в 6 месяцев он все еще не освоил переворот, посоветуйтесь с врачом.

Возрастные нормы — это примерные ориентиры и далеко не все отклонения это проблема. Но важно знать, где проявляются особенности характера, а где крохе нужна мягкая медицинская поддержка

От 6 до 9 месяцев

Малыш уже может уверенно переворачиваться, учится ползать. Большинство детей стремятся самостоятельно сесть, это позволяет им играть и дает выгодный угол зрения на окружающий мир. Все детки садятся по-разному из положения лежа, обычно они помогают себе руками и подтягивают ножки, а не делают это за счет мышц живота и спины, которые пока слабы. Не стоит постоянно присаживать ребенка: он может начать этого требовать, отказавшись от самостоятельных попыток. Многие дети, которые научились садиться, не стремятся ползать, если родители создают им избыточный комфорт: обкладывают подушками и игрушками. Давайте малышу стимулы — заманчивые игрушки, к которым необходимо доставить собственное тело. Обычно, научившись быстро садиться, кроха быстро встает на четвереньки. Поползти сразу у него не получится — это сложные с точки зрения координации движения. Какое-то время малыш раскачивается на месте или делает неудачные броски. Некоторые дети не встают на четвереньки, а долго ползают по-пластунски.

Кроха продолжает манипулировать с предметами, изучая их форму, структуру и вкус. Окружите его разнообразными вещами, причем не только игрушками: бытовые предметы интересуют его не меньше. Если они безопасны, позвольте малышу ими поиграть.

Внимание!
Если ваш ребенок начал ползать, но отказывается сидеть, возможно, сидячая поза доставляет ему дискомфорт из-за проблем с тонусом мышц и ему необходим курс специального массажа.

Моторное развитие ребенка до года: основные нормы

От 9 до 12 месяцев

Ваш ребенок уже уверенно ползает и скоро начнет пытаться вставать с опорой. Не стоит торопить события и «вытягивать» малыша. Если он пока не решается: значит, его головной мозг не готов к прямохождению. Активно ползающий подвижный ребенок готовит свою мышечную и нервную систему к тому, чтобы самостоятельно встать, а затем и пойти.

Обычно дети начинают самостоятельно вставать у опоры из положения на четвереньках. Хотя бывают и более экзотические варианты: например, кроха залезает на диван, потом слезает с него и только после этого встает. Ставить малыша на ножки не надо, важно, чтобы он привыкал это делать сам из разных положений. Именно так он научится хорошо координировать свои движения и владеть собственным телом. Малыша можно стимулировать, выкладывая на стулья или диван интересные предметы, которые он будет видеть, играя на полу, и захочет достать. Для тренировки ходьбы с опорой выкладывайте предметы на разных концах дивана. Вначале ребенок будет опускаться на четвереньки, чтобы добраться от одного предмета до другого, но в какой-то момент попробует сделать маленькие шаги с опорой. Если кроха сам просит «поводить» его за ручку, не отказывайте, но и не забывайте стимулировать и его самостоятельность.

Многим деткам в этом возрасте очень нравится пробовать есть самим — пока что руками, но постепенно ребенка начинают привлекать и столовые приборы в подражание взрослым. Поддерживайте это желание, максимально избегая соблазна накормить ребенка «побыстрее и почище». Смотрите на самостоятельный прием пищи как на тренировку координационных навыков (а это действительно так), тогда вам будет легче отнестись к уборке кухни.

Внимание!
Не паникуйте, если к году кроха еще не ходит. Но если он не пытается вертикально перемещаться с опорой и ходить за ручку, поговорите с врачом.Как развивается речь ребенка?

Все нормы, в том числе и развития речи, очень условны. Одни малыши начинают лепетать и произносить первые слова раньше, другие несколько позже. Но все равно родители спрашивают, какова же норма?

К концу 8-го месяца малыш начинает произносить простые слоги.

В 9 месяцев он повторяет слоги за взрослыми, стараясь сделать это правильно. Конечно, не все получается. В первое время крохе удаются лишь твердые губные звуки, причем, сначала звонкие («ма», «ба»), и лишь потом — глухие («па»).

В 10 месяцев малыш уже говорит простые двусложные слова и начинает называть предметы конкретными слогами: «му» — корова, «ав» — собака.

В 11 месяцев его «словарный запас» расширяется. У ребенка могут быть и свои специальные слова — например, колготки он может называть «оты», и это будет понятно только ему и нескольким близким. Одно и то же слово «бах!» может обозначать разные вещи и действия. Задавайте ребенку побольше вопросов: «Где собачка?», «Как говорит киска?», активно общайтесь с ним — малыш понимает примерно в 6 раз больше, чем может произнести.

В год некоторые малыши уже строят простые фразы. Если ваш кроха пока этого не делает, хотя явно понимает речь и реагирует на нее адекватно, не переживайте. Нужно немного подождать!

Самые интересные и популярные методики развития маленьких детей

Рекомендуем