Кадр из фильма «Трудный ребенок»

Что такое СДВГ, как понять, что ваш ребенок действительно гиперактивный, и что делать родителям, рассказывает Ольга Морозова, специальный психолог и мама сына с особенностями развития.  

Ураган в детской

Физиолог Александр Крейтон еще в XVIII веке писал о неспособности некоторых детей достаточно долго сосредоточиться на одном предмете. В 40-х годах XX века невнимательность уже лечили стимуляторами. Сейчас это называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ (Attention Defi cit Hyperactivity Disorder, ADHD). Второй вариант названия, более редкий, — ГРДВ (гиперактивное расстройство с дефицитом внимания), как его называют в соответствии с принятой в России Международной классификацией болезней (МКБ-10).

СДВГ — это неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Также при неприспособленности к СДВГ у взрослых возможны снижение интеллекта и трудности с восприятием информации.

Считается, что некоторые дети, а именно 20-30%, «перерастают» этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни. При этом множество специалистов (и неспециалистов) сомневается в существовании СДВГ. Так есть он или нет? Обратимся к экспертам. 

Что делать родителям, если у них гиперактивный ребенок: советы психолога
Кадр из фильма «Игрушка»

А в чем причины СДВГ? 

Ученые выяснили, что у детей с СДВГ нарушено функционирование лобных долей головного мозга, которые и отвечают за планирование и контроль (вот почему в раннем возрасте, когда лобные доли еще толком не сформировались, трудновато поставить диагноз СДВГ). Это могут быть и структурные, и химические нарушения. Кроме того, считается, что СДВГ передается генетически и не связан с особенностями воспитания.

Никто из врачей в здравом уме не может ставить диагноз СДВГ до достижения ребенком 5-6-летнего возраста. Протокол не позволяет. У наших «маленьких зайцев» еще не сформированы многие функции головного мозга — просто в силу возраста. Скажем, проблемы чтения у двух-трехлетки не будет не потому, что у него нет дефицита внимания, а потому что читать он еще не умеет. 
Что делать родителям, если у них гиперактивный ребенок: советы психолога
Кадр из фильма «Один дома»

Такие вот симптомы

Про детей с СДВГ говорят: подвижны, вспыльчивы, неусидчивы, раздражительны и безответственны. И вообще — хулиганы! Серьезно говоря, гиперактивный ребенок — это ребенок, устойчиво проявляющий не только повышенную двигательную активность, но и дефицит активного внимания (не вашего, подчеркиваю, внимания к нему, а его собственного внимания) и импульсивность. Это если коротко. Теперь развернем.
Гиперактивность у ребенка выражается в дефиците активного внимания, двигательной расторможенности и импульсивности. Согласно американским психологам Патрисии Бейкер и Мэри Алворд, обнаружить эти признаки можно с помощью следующих критериев.

Если у ребенка отмечается одновременно все три признака — гиперактивность, импульсивность, невнимательность — высока вероятность того, что вы имеете дело с СДВГ.


I. Дефицит активного внимания:

  • ребенок непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание;
  • не слушает, когда к нему обращаются;
  • с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;
  • испытывает трудности в организации;
  • часто теряет вещи;
  • избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;
  • часто бывает забывчив.

II. Двигательная расторможенность:

  • ребенок постоянно ерзает;
  • проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);
  • спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;
  • очень говорлив.

III. Импульсивность:

  • ребенок начинает отвечать, не дослушав вопроса;
  • не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
  • плохо фокусирует внимание;
  • не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза);
  • не может контролировать и регулировать свои действия: поведение слабо управляемо правилами;
  • при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, специалист может предположить (только предположить, мы не ставим диагноз за 10 секунд), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Важно, что гиперактивность — это комплекс проявлений, а не просто «непрерывно скачет». Дефицит активного внимания, импульсивность — важные признаки, не забываем их. Что, кстати, такое импульсивность? Это склонность действовать под влиянием импульса: когда мы немедленно покупаем кофточку, которую увидели в витрине, или когда наш ребенок на просьбу «выбери красный кружочек» хватает первую попавшуюся ему на глаза красную фигуру, не обращая внимания, какой она формы. Говоря научным языком, «импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях».

Ребенок импульсивен, когда…

  1. У него всегда быстро находится ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
  2. У него часто меняется настроение.
  3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
  4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
  5. Он обидчив, но не злопамятен.
  6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
  7. Он быстро, не колеблясь, принимает решения.
  8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
  9. Нередко отвлекается на занятиях.
  10. Кричит в ответ, если кто-то из ребят кричит на него.
  11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
  12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
  13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
  14. Он не умеет и не любит рассуждать; это человек действия.
  15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
  16. В играх не подчиняется общим правилам.
  17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
  18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
  19. Любит организовывать и предводительствовать.
  20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

И снова стоит вас предостеречь: погодите хвататься за голову, увидев первые пару признаков, — мол, это он! Погодите. Как говорил Шерлок Холмс, «однажды я заподозрил даму в страшном коварстве, а она всего лишь забыла напудрить нос». Если вы по первым признакам сделали вывод, что ваш ребенок импульсивен и гиперактивен, это означает только то, что импульсивны именно вы. Возможно, ваш ребенок похож на вас? И это, наверное, не такая уж плохая новость?
Если вы ответили «да» 15–20 раз, это может говорить об импульсивности.

Что делать родителям, если у них гиперактивный ребенок: советы психолога
Кадр из фильма «Александр, и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день»

Что делать родителям

Есть четыре направления работы, которые помогают и гиперактивным, и тревожным детям (и даже детям без всяких нарушений):

  1. повышение самооценки;
  2. обучение ребенка умению управлять собой;
  3. снятие мышечного напряжения;
  4. методика освоения навыков.

Остановимся на первом пункте, подробно об остальном (с конкретными заданиями и упражнениями) вы можете прочитать в моей книге «Такой ребенок»).

Для коррекции поведения детей с СДВГ врачи могут использовать когнитивно-поведенческую терапию, лекарства (стимуляторы, ноотропы, антидепрессанты) и физические упражнения, которые повышают концентрацию внимания и способствуют выработке дофамина и норадреналина, усиливающих контроль над импульсами. 

Что делать родителям, если у них гиперактивный ребенок: советы психолога
Кадр из фильма «Каникулы маленького Николя»

Повышение самооценки

  • Безусловное принятие. Без этого принципа невозможно наладить доверительные отношения с ребенком. Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он умный, красивый, способный, а просто так, просто за то, что он есть. 
  • Уменьшаем объем задач. Не надо заставлять гиперактивно-тревожного ребенка в три года делать уборку, читать наизусть «Руслана и Людмилу» и перемножать в уме трехзначные числа. Никакого смысла, одно расстройство. Выберите то, что действительно важно. Например, есть самостоятельно. Представьте, что вам — да, вам — надо залезть на гору под дождем, одновременно решая лингвистическую задачу и распевая гимн России, — ваш сын или дочка именно так себя и чувствует. И у него уже получается! Ух ты!
  • Снижаем требования к аккуратности. Вернитесь мысленно на ту гору, где вы ползете по раскисшему склону, занимаясь пением и лингвистикой одновременно. Вы с трудом забрались на вершину и тут вам говорят: «А чего это ты грязный такой? И слова перепутал в третьем куплете… Плохо старался, значит». Пусть ребенок наденет левый ботинок на правую ногу — но он надел! И липучки застегнул! Да, криво! И что? Формируйте чувство успеха.
  • Озвучиваем правила заранее. Вот вы на горе. И решили задачу по лингвистике. И гимн спели. А теперь вас отчитывают. Оказалось, что вы СНАЧАЛА должны были тихо спеть гимн, ПОТОМ залезть на гору, ОДНОВРЕМЕННО решая задачу, а ПОТОМ еще раз спеть гимн, только на этот раз громко. А раньше нельзя было сказать? Вот и вы скажите заранее. И если на детской площадке можно кричать, а в кинотеатре нельзя — убедитесь, что ребенок это знает. Он вообще-то маленький, и внимание у него нарушено.
  • Позволяем выбирать. Самостоятельный выбор повышает нашу самооценку и увеличивает чувство безопасности. Что уж говорить о ребенке? Ребенок воодушевляется, выбирая. Ему будет интересно, если вы каждый вечер будете проговаривать с ним, что собираетесь делать завтра. План, понятно, не может быть ультимативным, зато может быть совместным и добровольным. Для маленького ребенка каждая мелочь — огромного размера. Я имею в виду психологическое значение того, что нам кажется мелочами. Предоставьте ребенку возможность выбора там, где его решение не имеет существенного значения для жизни и здоровья. Овсяную кашу приготовим или гречневую? Не ведите себя как трехлетка, отстаивая свою точку зрения, на какую из детских площадок идти, — пусть выбирает. Он будет горд, что выбрал сам и вы его поддержали.
  • Создаем внятную систему поощрений и наказаний. Ребенок должен знать, что такое хорошо, а что такое плохо. Не в высшем гуманитарном смысле этих слов, а в жизни. В первый раз сам оделся — поощрение. Ударил маму по лицу, хотя это строго запрещено, — наказание. Ребенок, не видя ориентиров, начинает нервничать и вести себя как попало. Поощрение и наказание могут быть условными — наклейка или ее отсутствие, к примеру, — но они должны быть. И должны быть сразу. Не откладывайте это на завтра, тогда уже не сработает.
  • Даем право на ошибку. Если неуверенный в себе ребенок пролил воду, он в первую очередь посмотрит на вас. В отрицательном результате для него главное — как реагируете вы. Если вы не падаете в обморок, не начинаете его ругать и стыдить, то его отрицательный опыт не превращается в драму, не разрушает уверенность, а становится необходимой частью практики.
  • Поддерживаем. В процессе выполнения задач ребенок должен чувствовать, что вы рядом. Нет, вы не одеваете его сами. Но вы принесли одежду и сели возле него. Нет, вы не рисуете за него кружочек. Вы дали фломастер и бумагу и сели тут же. Тревожный ребенок страшно боится остаться один. Он не один, дайте ему поддержку. Он страшно боится оценки результата и склонен занижать оценки сам — похвалите его искренне.
  • Создаем ситуации успеха. Ребенку с отставанием в развитии важных функций необходимо показать, что в его жизни есть ситуации, где его успех не подлежит сомнению. Плохо говорит? Возможно, он же прекрасно рисует? Танцует? Лепит из глины? Прыгает в длину? Делает мостик? Изображает животных? Угадывает слова? Предоставьте сыну или дочери возможность проявить себя. Это могут быть и домашние занятия, и кружки, и уличные игры, и беседы в машине. Неважно. Важно, что в этом ребенок действительно молодец и он это знает.
  • Оцениваем результаты. Некоторые специалисты считают, что за очевидные и простые вещи детей хвалить не надо. Надо так: «Мама, я нарисовал солнышко». — «Вижу». Не согласна. Во-первых, для маленьких зайцев ничто не является очевидным — они учатся всему. Во-вторых, простым тоже поначалу не является ничто (ваш торт «Наполеон» с первого раза получился как на картинке?). А в-третьих, если мы не будем хвалить наших детей, то кто их похвалит? Другой вопрос, что прославлять за каждую мелочь, падать в обморок от экстатического восторга при виде нарисованного солнышка не обязательно. Гиперреакция радости не равна. А у нас тут радость, и ребенок, кстати, учится радоваться вместе с вами.

Что почитать в тему

Что делать, если ваш ребенок отличается от своих сверстников? А специалисты вместо диагноза разводят руками: «Что вы хотите, такой ребенок…» В своей книге Ольга Морозова, специальный псих...
Что делать, если ваш ребенок отличается от своих сверстников? А специалисты вместо диагноза разводят руками: «Что вы хотите, такой ребенок…» В своей книге Ольга Морозова, специальный психолог и мама сына с особенностями развития, помогает родителям разобраться в ситуации, обрести уверенность и начать действовать. Ольга делится своим опытом общения с врачами, проверенными и эффективными упражнениями для развития особых детей и дает советы, как выстоять и выдержать сочувствие и непонимание окружающих и сохранить любовь в семье с необычным малышом.

Рекомендуем