Вопрос «с какого возраста говорить с ребенком о деньгах?» обычно приходит в голову родителям, когда малыш вырастает и начинает готовиться к школе. Этого требует ситуация – как он, например, будет покупать еду в столовой?
Сегодня в школе наличные деньги не в ходу – дети расплачиваются карточками или специальными браслетами. Но вопросов меньше не становится – их количество растет как снежный ком:
- как пополнять эту карточку?
- кто это будет делать?
- Что делать, если ребенок ее потерял?
- сколько денег ему нужно на еду и другие карманные расходы?
- какие расходы у него могут быть?
Количество вопросов растет как снежный ком. Как найти правильные ответы?
Личный опыт – как я приучила ребенка к деньгам
Перед тем как ответить на эти вопросы, подумай, есть ли у твоего ребенка базовые навыки обращения с деньгами: понимает ли он, что такое финансовая безопасность, осознает ли свои потребности и умеет ли отличать их от желаний, умеет ли делать покупки и помнит ли про сдачу?
Я начала погружать сына в финансовую среду с 8 месяцев. Конечно, я не рассказывала ему о том, что такое депозиты и кредиты. Любое развитие, в том числе финансовое, должно соответствовать возрасту, поэтому мы начали с предметной среды – я дала ему поиграть с монетами.
Первый способ – играй
Положила монеты в большую банку, погремела… А дальше он сам решил, что делать с этим богатством.
Перекладывал в стаканчики, разбрасывал, разглядывал. Конечно, монеты я хорошо помыла и следила за ним.
Потом он играл с копилкой в виде смешной собаки: засовывал монеты в щель, брал в руки и гремел как погремушкой. Потом в ход пошли старые пластиковые карты – банковские и дисконтные, которых дома набралась яркая коллекция.
В современном мире почти все, что нас окружает так или иначе связано с деньгами, поэтому ничего специального придумывать не надо, — достаточно обращать внимание ребенка на финансовые атрибуты.
Второй способ – вместе сходи за покупками
Еще один метод раннего финансового развития из повседневной жизни – походы по магазинам. Обычно ребенок начинает проявлять свое первое «хочу» и «купи» в возрасте трех лет. Понятно, что в этом возрасте малыш вряд ли осознанно отличит базовые потребности от желания получить новую игрушку, но погружать его в потребительский мир в этом возрасте (и даже раньше) можно.
Когда сыну исполнился год, я стала проговаривать ему наш потребительский сценарий:
Сегодня мы пойдем в магазин и купим тебе кашу и новые бутылочки, чтобы ты хорошо кушал и был чистеньким. Потом мы пойдем за продуктами и купим папе котлет, а маме – овощей и мороженое, потому что папа должен хорошо есть, чтобы быть сильным и зарабатывать, а мама должна быть красивой и доброй ей нужны витамины и сладко
Малыш видит, что у родителей разумный подход к покупкам: тележка наполняется не хаотично, каждый продукт оказывается там по какой-то причине, и ребенок это понимает (какие продукты из супермаркета лучше исключить из детского рациона читай по ссылке).
Третий способ – читай сказки
Малыш подрос, и я стала придумывать для него финансовые сказки. Ничего особенного – бытовые экономические ситуации, которые брала из реальной жизни, перекладывая на понятных персонажей. Основная моя история — про Деловую Лисичку. Сегодня она сходила в магазин, вчера запланировала кругосветное путешествие, ну а потом захотела сделать ремонт...
Если у вас нет склонности к сочинительству, можно просто подбирать сказки, в которых есть финансово-экономический контекст. А он есть практически везде: и в «Курочке-Рябе», и в «Теремке». Сейчас появляются и авторские финансовые сказки для дошкольников.
Четвертый способ – научи выбирать
Ребенок постарше при походе в магазин может что-то выбирать сам, например продукты. Если взял то, что надо, похвали. Если взял не то, объясни, что не так.
С 5 лет можно договариваться о бюджете: ребенок способен сопоставить и сравнить его с ценой. Идем в магазин игрушек, даем 500 рублей, и говорим, что в пределах это суммы можно что-то купить. Малыш будет выбирать: возможно, ничего не найдет или найдет дороже, но договоренность строгая.
-
Не пропустите
Хороший инструмент для сравнения цен и обсуждения желаний и потребностей – рекламные каталоги. Прежде чем идти на шопинг, можно изучить их и сделать выбор.
Действенный метод — привлекать ребенка к планированию бюджета на семейное мероприятие. Например, мы хотим в выходные всей семьей сходить в кино (подборку отличных фильмов для домашнего просмотра ищи здесь).
Накануне садимся и планируем траты: на билеты, на дорогу и попкорн. Малышу можно выделить небольшую сумму: пусть сам решает, как ее потратить.
Потом можно начать давать карманные деньги регулярно – тогда, когда малыш поймет, что такое планирование расходов и выбор.
Что еще будет полезно
- Настольные игры: есть адаптированные варианты «Монополии», «Жизни». Игровые деньги, карточки с ситуациями — это отличный тренажер для финансового развития.
- Города профессий — просто кладезь! Дети знакомятся с деньгами, зарабатывают, ставят цели, знакомятся с финансовыми компаниями, вкладывают в свое обучение.
- Есть специальные семинары и мастер-классы, которые учат обращаться с деньгами. В детских центрах открывают кружки по финансовой грамотности.
Ребенок должен понимать, откуда что берется
Важный момент – понимание ценности того, что окружает ребенка в материальном мире. Абстрактные понятие «дешево» и «дорого» ему еще ни о чем не говорят. Ведь он пока не понимает цепочку формирования потребительской ценности и стоимости товаров. Как ему объяснить? Например, так: готовите вы по воскресеньям блинчики. Ребенок помогает или просто наблюдает за процессом, а вы сопровождаете рассказом:
«Вот мы взяли муку, купили ее в магазине на прошлой неделе.
— А мука в магазине откуда взялась?
— С фермы. Сначала фермер посеял пшеницу на поле, потом она выросла, созрела, собрали урожай. Его отвезли его на завод, там из пшеницы сделали муку и привезли ее в магазин. А мы пришли в магазин и купили ее там».
И так далее – с сахаром, молоком, яйцами… Постепенно рассказываете, откуда что берется, какие ресурсы нужны для того, чтобы что-то произвести, заработать.
Из таких причинно-следственных цепочек ребенок начинает осознавать ценность товаров, то, что в них вложен труд людей. И что за все вещи родители платят деньги, которые они получают за свой труд.
Если все этапы пройдены, пора идти в банк
Важный пункт – это сами финансовые продукты. Дополнительные карты банки открывают к счету родителей с 6 лет: если ребенок умеет обращаться с наличными и готов пользоваться ей, почему бы и нет? Сразу вводить в обиход карты не стоит — если ребенок переключится на электронные деньги, будет сложнее развивать понятие материальных ценностей.
Банки сейчас активно развивают детский сегмент: можно найти специальные приложения для учета расходов и накоплений на мечту, игры на финансовые темы и другие полезные материалы.
Отличной практикой станет открытие накопительного счета или вклада на имя ребенка. Я так сделала, когда сыну подарили на день рождения деньги, –
положила их на депозит. Когда ребенок подрастет, я объясню ему, что у него есть свой стартовый капитал. И мы обсудим, как он может им распорядиться.
Чего делать не надо? Замалчивать тему денег, особенно если ребенок задает вопросы. Это реальный аспект жизни, который ему понятен. Даже если в семье сложная финансовая ситуация, об этом можно рассказать спокойно