Многие считают, что в век компьютерных технологий уроки чистописания — это излишество, пережиток прошлого. Но зачем тогда во многих школах их возрождают? Почему вдруг стали так популярны курсы каллиграфии?
1. Иметь красивый, ровный почерк полезно:
- это уменьшает вероятность ошибок и ляпов и помогает понять текст;
- не вызывает раздражения у читающего, располагая его к тебе;
- дисциплинирует мысль;
- концентрирует внимание;
- обеспечивает красивую подпись;
- пригодится для составления поздравительных открыток.
Сегодня люди с красивым почерком редкость. Если ребенок овладеет чистописанием и навыками каллиграфии, это поможет ему выделиться, привлечь внимание, сформировав о себе положительное впечатление.
2. Почерк связан с нашим характером и эмоциональным состоянием
Движениями руки управляет мозг, поэтому они несут на себе отпечаток всех психических процессов, протекающих в нем. Так, резкий, колючий почерк отражает такой же резкий и даже взрывной нрав. Обилие украшений и витиеватостей говорит о потребности создать о себе впечатление.
Возможна и обратная связь: правильное, аккуратное письмо способно повлиять на состояние мыслительных процессов человека, его настроение, сформировать характер. Правда, индивидуальным, отражающим личность, почерк становится после подросткового возраста. До этого письмо «как в прописях» позволяет ребенку усвоить социальные нормы, сбалансировать внутренние психические процессы, развить адаптационные способности и выстроить собственную личность.
3. Процесс письма — это совместная работа ряда участков коры головного мозга
Причем каждый из них выполняет свою функцию не только при письме, но и в учебном процессе в целом. При написании текста задействуются все основные зоны мозга: зрительная (увидеть образ буквы), слуховая (проговорить слово про себя), моторная (работают мышцы руки, предплечья, а также всего тела).
Таким образом мы «прокачиваем»:
- мелкую моторику;
- пространственное восприятие;
- зрительную и слуховую память;
- зрительно-моторную координацию;
- физическую выносливость;
- звуко-буквенный анализ.
На почерк сильно влияет инструмент, которым мы пишем
Учиться писать красиво шариковыми ручками трудно — они быстро скользят. Пишущей поверхностью у них является «точка», на которую нужно воздействовать с определенной силой нажима, из-за чего во время письма напрягается все тело.
Гелиевые ручки, наоборот, расслабляют руку, атрофируя мышцы. В результате они не только портят почерк, но и нарушают развитие опорно-двигательной системы.
А вот перо позволяет гармонизировать все мышцы тела. Сильно нажимать на него не удастся — можно порвать бумагу или поставить кляксу. Приходится искать баланс, который позволит писать, изменяя угол наклона и силу нажима. Также важно, что перьевую ручку мы держим тремя пальцами, расположенными в наиболее оптимальном для мышц положении. По-другому просто не получится. Да, пером трудно писать быстро, но проще делать это красиво — оно дает время вывести букву.
4. Благодаря урокам чистописания закрепляются орфографические правила
У детей 7–10 лет ведущими типами памяти являются зрительная и моторная. Только написав слово несколько раз, они могут запомнить, как оно пишется. Прочитать его мало, нужно увидеть, записать и снова увидеть — тогда оно зафиксируется.
5. Почему раньше люди писали гораздо четче и красивее?
До реформы школьного образования в 1968 г. детей обучали по системе отрывного письма. Сначала учили писать элементы букв (палочки, крючочки, кружочки), затем их соединения, сочетание букв. Набив руку, дети легко учились писать быстро и безотрывно. При этом почерк был выверенным, красивым. А после реформы письмо стало безотрывным. Оно считается более скоростным, но имеет ряд недостатков. Если раньше ребенок понимал, из каких элементов состоит буква («и» — два крючочка, «ш» — три), то теперь — нет. Он пишет ее, просто пытаясь повторить то, что изображено на образце. В итоге часто делает лишние штрихи, получая раздутые «ш» или «м», накрученные, по 2–3 раза обведенные «о» и «а».
- При безотрывном письме необходимо передвигать вдоль строки кисть, предплечье, плечо. Координация всех этих движений практически невозможна без нарушения позы и способа держать ручку. Как следствие — искривление позвоночника и нарушение работы мышечного аппарата.
- Поскольку нет моментов расслабления, тело находится в постоянном напряжении. Из-за этого формируется мышечный зажим и нарушается естественное для мозга чередование процессов расслабления-напряжения.
- Ребенку приходится расходовать усилия на запоминание движения руки, а не самих букв. Он не плавно соединяет элементы, а безотрывно выводит лабиринт повторяющихся линий (отсюда накручивания). Он концентрируется на процессе, а не на содержании. Перестает понимать, что он пишет, не запоминает текст. В итоге допускает множество ошибок: теряет буквы, переставляет, заменяет на схожие или пишет одну букву дважды.
6. Ребенок пишет коряво, сам не всегда может прочитать написанное?
Делает ошибки в словах, за что ему снижают оценки? Зная особенности своего ребенка, постарайся найти для него нужный баланс между слитным и раздельным написанием. Сделать паузу и оторвать ручку от бумаги — не значит писать неправильно. Это значит дать себе время подумать и передохнуть. Впереди каникулы — помоги ему за это время изменить почерк. Кстати, делать это не поздно в любом возрасте!
- Купи ребенку тетрадь в частую косую линейку и перьевую ручку. Антураж и создание атмосферы интереса и необычности здесь главное. Пусть он сам выберет принадлежности для письма, ведь ему должно нравиться то, что он будет делать. Заставлять его из-под палки бессмысленно.
- Не пытайтесь менять почерк целиком — это лишняя нагрузка. Посмотри, какие именно буквы у него плохо выходят. У многих трудности возникают с «ж», у кого-то — с округлыми «о», «а», у других — с хвостатыми «у», «з», «д». Вычлени проблемные группы и предложи ребенку вместе разобраться, как с ними справиться. Важно работать сразу с группой графически схожих букв: так ребенок научится находить закономерности и сможет перенести этот опыт на другие буквы.
- Разберите буквы на элементы. Не подсовывай ребенку готовую пропись с крючочками (можешь купить ее для себя как ориентир). Только самостоятельно анализируя проблемную ситуацию, он удовлетворит познавательный интерес и сможет без негатива и сопротивления найти решение.
- Пусть он попробует изобразить элементы и отработает их написание. На одном занятии — по строке на каждый элемент. Затем соединит их в букву.
- Не нужно излишне усердствовать: 2–3 занятия в неделю по 10 минут достаточно, чтобы закрепить навык написания букв и внедрить их в письмо. Как только увидишь, что он с легкостью пишет эти буквы в классной и домашней работах, можете прекращать занятия или перейти к другим буквам, если ребенок проявит желание.