Кадр из фильма «Ученик Дюкобю»

1 Оценки нужны только для информации

Оценка — просто информация и повод не устраивать скандал дома, а разобраться, что не так и что нужно сделать, чтобы вопрос решился. При таком подходе фразы «Ты меня расстроил!» и «Как можно снова получить двойку!» исчезнут из твоего диалога с ребенком.

Вспомни себя: все ли школьные предметы нам пригодились в жизни? Нет. И это нормально. Оценка от учителя не изменит этот расклад. Это означает только одно — не надо относиться к оценкам в школе как к единственно верному измерителю интеллектуального уровня ребенка.

В нашей стране всего десяток школьных программ, тогда как дети разные, и к ним нужен более индивидуальный и гибкий подход.

2 Оценки весьма субъективны

Оценку выставляет учитель — обыкновенный человек со своими комплексами, радостями, пониманием жизни. То есть, школьная отметка — это его, подчас субъективное мнение на то, как ребенок в определенный отрезок времени усвоил знания. А вспомнит ли ученик эту информацию на следующий день — не имеет значения.

Нередко учителя занижают оценки за помарки, исправления, грязь в тетради, не беря в расчет то, что это может быть обусловлено природными данными детей. Гиперактивный ребенок тратит гораздо больше ресурсов на выполнение сидячей письменной работы, чем малыш, который уже научился управлять своей активностью.

Твоя задача — отделять зерна от плевел и продолжать ориентироваться не на оценку, а на качество работы, на количество усилий, которые ребенок затрачивает на выполнение конкретного задания.

3 Для успешной учебы важна внутренняя мотивация ребенка

Опять двойка: как правильно реагировать на оценки ребенка в школе
Источник фото: Anita Jankovic, Unsplash

Чтобы учеба давалась легче, нужна, в том числе, и мотивация. Не внешняя — от родителя, а внутренняя — от желания ребенка узнать новое.

Построй взаимодействие с детьми так, чтобы эта интромотивация смогла у них сложиться, чтобы внешние ориентиры волновали меньше, чем внутренняя наполненность адекватной самооценкой, четкими стремлениями и жаждой познания. Трать свои усилия на пробуждение интереса ребенка. Это главное.

4 Выяви сильные стороны своего ребенка

Каждый ребенок талантлив, у каждого есть интересы и склонности. Задача родителя — наблюдать и искать то, к чему он тяготеет: быть внимательным, замечать и поддерживать проявления ребенка в жизни.

Помоги ему развить то, к чему лежат душа и руки. Твой будущий спортсмен не обязан знать высшую математику, а художник — петь.

5 У ребенка нет цели «специально получить двойку», от плохой оценки он расстраивается не меньше тебя

Опять двойка: как правильно реагировать на оценки ребенка в школе
Источник фото: Thought Catalog, Unsplash

Недаром в самом начале обучения не ставят баллы: воспитывать и знакомить с новым через оценку неэффективно. Ни один ребенок не мечтает о двойке или о том, чтобы намеренно огорчить родителя. Но плохие оценки иногда «прилетают», и ребенку, получившему «плохую» оценку, нужно утешение, объяснение. Он нуждается в поддержке, понимании и безопасной среде дома.

Скажи, что оценка — это не так страшно, что ты знаешь, как он(а) старался, что ты веришь в него и любишь. Помоги выучить стишок или решите сложную задачу вместе: с любовью, а не раздражением.

6 Покажи пример

Ребенок перенимает манеру жить от родителя. Чаще всего или дублирует его сценарий, или протестует. Если взрослые постоянно лежат на диване, то ребенок либо растет тоже «в телевизоре» или постоянно пропадает на улице в компании.

Если родитель — адекватный «достигатор», то и ребенок, в том числе и в школьных отметках, будет стремиться к своей цели. Твоя задача — не оценивать и реагировать на чужие реакции, а воспитывать через собственное поведение и отношение к жизни.

Бонус: 5 фраз-табу, которые нельзя говорить детям

1. «Будешь плохо учиться — пойдешь дворником работать»

Отличная учеба в школе не гарантирует успех в жизни: социальное положение, высокую зарплату, известность. Кроме того, в профессии дворника нет ничего зазорного и предосудительного — не стоит формировать у ребенка с детства негативное отношение к представителям рабочего класса.

2. «Отличник — значит молодец»

Школьная оценка — не показатель ума и способностей. Есть масса более важных факторов, чем успеваемость — например, доброта, честность и трудолюбие.

3. «Правильно тебе поставили двойку, выучи параграф лучше к следующему уроку»

Оценка не должна быть единственно работающей мотивацией.

4. «Мой сын не может получать тройки»

Успеваемость в школе не передается по наследству.

5. «Хорошая оценка любой ценой»

Учеба — это не работа на износ, где потом и кровью надо добиваться только «отлично». Эти или подобные установки становятся неподъемным грузом для ребенка. Ты перевешиваешь свои страхи, тревоги, ответственность на малыша. А ему и дальше жить с таким грузом.

Такие заблуждения приводят ребенка в мир взрослых иллюзий, вытравливая индивидуальность и краски, усредняя и приучая к мотивации извне. В психологии эффективности мы точно знаем, что на каждую цель стоит тратить столько ресурсов, сколько она заслуживает.

Да, хороший аттестат и в целом школьная успеваемость дают множество преимуществ. Однако ребенок должен успевать жить: общаться со сверстниками, иметь свои интересы и личное время, вести разговоры в семье не только об учебе.

Не лишай свое чадо вкуса жизни в погоне за высокими оценками. Держись подальше от эмоциональной зависимости от школьной успеваемости. Эффективного всем нам нового учебного года!

Рекомендуем