Дорогая Наталия, здравствуйте!
Моему сыну через 2 недели исполнится 3 года, но он упорно называет себя «ты», а собеседника, соответственно, «я». Много раз встречала информацию, что до 3 лет это нормально, а к 3 годам у ребенка появляется ощущение отдельности от мамы и формируется «я». А если этого не происходит после 3 лет? Я сперва думала, что это вопрос скорее к психологу, задала его Вите, но полтора месяца прошло, а ответа нет, поэтому решила написать Вам. Ни у одного из знакомых детей, даже более юных, такой особенности речи я не замечала — все сразу начинают «я»кать. Я уже переживаю, что его в садике этак засмеют или просто не будут понимать, а он, конечно, будет расстраиваться.
Вообще мальчик, на мой взгляд, разговаривает очень хорошо, окружающие, даже не члены семьи и не знакомые, понимают его без перевода. Правда, звуки «р» и «л» отсутствуют — но, насколько мне известно, раньше 5 лет на этот счет переживать не надо. Еще «ш» и «ж» он произносит очень мягко, а также иногда путает «с» и «ш», особенно в «старых», давно им употребляемых словах — привык, наверное. Себя вот называет «Шяшя» (Саша), очень долго говорил «сесть» (цифра 6), недавно исправился (кстати, сам, никто особенно не акцентировался на этом). Говорить предложениями начал в 2 года, все новое в речи схватывает на лету, ошибки (вроде неправильного окончания или ударения) исправляет моментально (либо сам слышит их и сам поправляется, либо после 1-2 исправлений), а вот с этим «я-ты» — ну никак не разберется.
Причины так говорить у него есть, конечно: поздний ребенок, единственный, искусственник с рождения (понимая, что ему не хватает тесного контакта, я всегда с ним «телячьи нежности» практиковала), живем с ним вдвоем (папа есть, но «забегающий», мои родители тоже живут отдельно, но бабушка с ним, когда мне надо на работу раза 3 в неделю на полдня), живем в не очень-то людной местности, поэтому общение со сверстниками и даже с просто людьми ограничено, особенно зимой, в садик начал ходить в 2,5, да аденоиды дольше недели не позволяют там продержаться — ходит по 3-5 дней, а затем сидит дома по 3 недели. Соответственно, посещение садика до сих пор скорее является стрессом, чем развивающим фактором. То есть, понятно — «пуповина не оборвалась», связь с мамой очень тесная.
Вопрос такой — мне не торопить события и ждать, когда сам все осознает, или как-то пытаться ему объяснить, кто есть кто? Я, конечно, уже пыталась, но сделать это, конечно, не просто — объяснения вроде «каждый человек про себя говорит «я», а про другого — «ты» подвигают его только на пересказ услышанного («и мама про себя говорит «я», и папа про себя говорит «я»…»). Если реагировать на его слова «как положено», а не «понимая» его (на просьбу «я нарисую!», адресованную мне, отвечать «ну рисуй!») — либо расстраивается и может даже расплакаться, либо, максимальное достижение — исправиться на 3-е лицо («мама нарисует»). Правда, на вопрос «кто там?» выучился отвечать «это я, Саша», но это обычное попугайство. Может быть, я неправильно объясняю, и существуют какие-то специальные методики?
И вот еще — что скажете про упомянутые выше «ш», «ж», «с»? И уже самый последний вопрос — когда в речи проскакивают ошибки (не связанные с местоимениями) — поправлять ли его, или оставить свое занудство до лучших времен? К исправлениям он относится спокойно, поправляется (за день это происходит раз 20 ).
Заранее огромное спасибо, с уважением, Наталья.

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен