Уважаемая Наталья!

У дочки (5,5 лет) проблема со звуком «р»: где-то год назад она начала произносить заднеязычный «немецкий» «р». Наши не очень настойчивые попытки научить правильно произносить этот звук к успеху не привели. Остальные звуки произносит хорошо, речь неплохо поставлена. Сейчас читаем по «кубикам Зайцева» (в том числе, работаем и по Вашему тетради).
Из-за того, что у нас сейчас, к сожалению, нет возможности обратиться к логопеду, я начала ненавязчиво с дочкой заниматься звуком «р». Оказалось, что она легко может произнести проторный р (как я поняла, этот звук отдаленно похож на английский и на русский «ж»). Также на этом форуме нашла Ваши рекомендации с упражнением «болтушка». Вроде, она поняла, как его делать, язычок работает. Сегодня попробовали первый раз («болтаем» с голосом). Попробуем добавить гласные. Какие упражнения следует делать дальше (сначала «болтушка» -а, потом наоборот, потом АРА и т.п….)? Надо ли одновременно с «болтушкой» тренировать проторный р? И как его тренировать?
Подозреваю, что трудно будет самостоятельно поставить звук «р». Прочитала рекомендации по постановке звука «р» — почти везде нужно помочь «механически» с использованием ложки (пальца). Хотелось бы попытаться это сделать, но не совсем понятно, какой способ лучше: со слогом «зааа» или «ж»? Насколько я понимаю, ложкой (черенком ложки) надо «заставить» кончик языка вибрировать (то есть движения ложки должны быть влево-право)?

Насколько много времени вообще занимает процесс «избавления» от горлового «р»? Переучиваться всегда трудно. Стоит сначала не обращать внимания на горловой р и просто делать упражнения на постановку и «ставить» правильный «р»? А горловой р потом сам уйдет?

Буду очень благодарна за ответ.

Вас может заинтересовать