Добрый день.

Моему сыночку недавно исполнилось 2 годика. Малыш очень активный, подвижный, смышленый, но произносит не очень много слов: мама, папа, деда, баба, дядя, тетя, кака, цаца, дай, на, да, где, гага (гусеница), гига (что-то гигантское), мага (магазин) и еще несколько. Остальные слова (а оперирует он всеми словами разговорной речи) он либо заменяет звукоподражаниями: бу-у (машина), чу-чу (паровоз), дзинь (будильник), ава (собака), хр-р (свинка), р-р-р (тигр), уф-уф (сова), к-к-к (котик) и др.; либо называет только первую букву или слог: мя (мяч), к (котик), те (тени), со(солнце), ма(маленький), п (пластелин) и др.

Вот и приходится нам с сыночком играть в игру «Угадай слово», потому что одна начальная буква может означать разные слова (например, п — это может означать печенье, пластелин, пузыри мыльные, принеси, пой или еще что-нибудь).

Доходит до смешного. Однажды вечером я пела сынуле колыбельные песни, но никак не могла угадать, какую именно ему хочется услышать. Я начинаю петь, а он мне в ответ ы-ы (нет, не эта песня). Я у него спрашиваю: про елочку? про мишку? про котика? А в ответ получаю все тоже ы-ы. Тогда я ему говорю: «Ну скажи сам про что тебе спеть песенку». Он мне в ответ: «Г ва», что в переводе означало: песня про «Голубой ВАгон».

Еще одной особенностью является то, что он практически любое слово может повторить вслед за произносящим по слогам (причем быстро реагируя и довольно четко произнося). Например, я говорю по слогам (или буквам) слово аптека (я говорю а, сынок за мной а; я говорю п, и он тут же повторяет п и т.д.). Так, даже словосочетание и предложение он с легкостью и мгновенно повторяет, но только таким своеобразным послоговым способом.

Предложениями говорит (но только в своей своеобразной манере), но видно, что он предложения в голове уже строит и пытается где словом, а где мимикой и жестами донести свою мысль. Может сказать что-нибудь вроде: мама а (мамы нет), папа где?, мама де пфу (мама деньги тратит), папа б (папа бреется)и т.п.

Отмечу, что пассивный запас лексики довольно велик. Он узнает, показывает и называет (первой буквой или слогом) животных, одежду, мебель, посуду, игрушки и др.; говорит кто из животных как делает (ава, мяу, бе, ме, му и др.) и др. Узнает и называет по отдельности и в структуре любого слова 22 буквы алфавита; знает и называет в своей своеобразной манере 12 цветов (си (синий), бе (белый), ка (красный)) и т.п.; Знает и показывает геометрические формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, пятиугольник), отличает антонимические понятия (маленький-большой, близко-далеко, высокий-низкий и др.), знает где лево, где право.

Я с самого детства пою сыночку разные песни, читаю стихи в книгах и наизусть. Мы вместе лепим пластилином, клеим клеем, шнуруем шнурками, запускаем пальчиками волчок, откручиваем разные крышечки, рисуем красками, мелками, фломастерами, карандашами и др.

Одно время я занималась с сыном по методике Глена Домана. Теперь с 1 годика 10 месяцев мы ходим 1 раз в неделю на занятия в школу раннего развития (в основе — методика Зайцева). И, конечно же, занимаемся (играя) дома по различным книжкам и пособиям на развитие интеллекта малышей младшего дошкольного возраста. Сыночек с удовольствием играет с кубиками, конструктором, логическими кубами, пирамидами и др. Играет с папой в мячик, в прятки, сам прячет и ищет игрушки, выдувает мыльные пузыри, любит побаловаться, понимает шутки и даже пытается шутить сам.

Я получаю огромнейшее удовольствие от общения с сынулей, радуюсь каждой его даже самой незначительной победе, зная, с каким трудом она ему далась. Но некоторые «товарищи» из числа родственников просто преследуют нас постоянными упреками и разговорами о том, что «ребенок очень мало и плохо говорит, а другие дети его возраста уже стихи наизусть читают. А ведь его мама (т.е. я) по образованию филолог». Я защищаю сыночка, объясняя, что развитие каждого ребенка индивидуально, но они продолжают твердить одно и тоже.

Скажите, пожалуйста, можно ли считать такую речь двухлетнего ребенка нормой, и нет ли у нас отставания в речевом развитии? Не поймите меня превратно, но мне не хотелось бы пока водить малыша к специалисту-логопеду. Возможно, я и сама могу сделать что-либо для своего ребенка. Помогите, пожалуйста, перевести все эти послоговые произношения и просто отдельные начальные буквы и слоги в целостные слова. Возможно, в вашей практике встречались похожие случаи, и вы можете подсказать какие-нибудь специальные упражнения, задания, игры, которые я смогу проводить сама.

Заранее благодарю Вас за внимание, за время, потраченное на нас и за помощь, которую (я в этом не сомневаюсь) вы сможете нам оказать.

С уважением Юлия.

Вас может заинтересовать
Новости партнеров