Здравствуйте, Наталья. Я очень давно интересуюсь вашими статьями, читаю периодически журнал «Мой ребенок» аж с 2002 года, и являюсь вашей давней поклонницей. Очень мне нравится ваш подход к проблемам развития малышей, поэтому и со своей проблемой хочу спросить совета у вас.
Мой 3-летний сын заметно отличается от сверстников. Он говорит, хотя и не сильно хорошо, в основном короткими фразами, а не развернутыми предложениями. Но говорит и общается исключительно по своей инициативе и только на интересующие его темы. А его сейчас очень интересуют все животные, геометрические фигуры, буквы и цифры, английские словечки. В «своих» темах он, пожалуй, даже обгоняет в развитии сверстников. Знает русский и английский алфавит, считает где-то до 20 точно и по-русски и по-английски, может от 10 до 0 обратно посчитать, знает много животных, даже редких… Но не потому, что я фанатка раннего развития и много занимаюсь им, просто у него отличная память. И он обожает смотреть презентации (сюжетные мультики тоже смотрит, но презентации его привлекают куда больше). С 2-3 просмотров он все запоминает и дальше начинает использовать в речи, то есть в его речи постоянно добавляются новые обороты, которых нет у сверстников про «детеныша антилопы куду» или «фиолетовый баклажан» «маленький параллелепипед», плюс он отлично схватывает английский, поет много англ. песенок и почти ко всем русским словам, которые говорит, знает англ. аналог, часто предпочитая его русскому, то есть в магазине мы с ним покупаем «эппл» и «орандж», а не яблоки и апельсины. Причем дело не только в памяти, в принципе, у него и интеллект местами достаточно развит, например, он не просто перечисляет цифры по порядку, а именно сознательно пересчитывает предметы, у него неплохо развит фонематический слух, он любит назвать слова на определенную букву, и если мы начинали со стандартных А — аист, Б — бегемот, то потом ребенок, поняв принцип, просто стал «шалить»: Н — на ручки, П — пойдем гулять и т.д. Но это я все перечисляю его сильные стороны. А есть и слабые. На другие темы он разговаривать просто не станет. Он не отвечает на вопросы «как тебя зовут?» или «сколько тебе лет?», просто игнорируя их, также как не вступает в простые бытовые диалоги типа «хочешь кушать?» «а что ты будешь кушать?». Он еще не употребляет в речи «я» и вообще местоимения, если он что-то просит, то его просьба будет звучать странно, эхолалично: «пить хочешь», «кушать хочешь», «одеяло хочешь» (т.е. он хочет пить, кушать, одеяло). Любые попытки поправить его речь он игнорирует или начинает сердиться, также как пресекает любые попытки позаниматься с ним, попробовать строить диалоги, он вообще не приемлет давления ни в каком виде, и все возможно только по его инициативе. Еще в отличие от сверстников он не употребляет при ответе на вопросы «да» и «нет» (может просто орать «нет-нет-нет», если чего-то не хочет), не кивает и не мотает головой, игнорирует просьбы типа «принеси мячик», при этом нельзя сказать, что у него нет понимания речи (именно впечатление, что это игнор), потому что среди фигур на просьбу «покажи трапецию» он с удовольствием покажет. Есть и еще тревожащие меня признаки, не связанные с речью: у него пока не развита сюжетно-ролевая игра, но он любит игрушки. Целыми днями он их сортирует и расставляет рядами, даже в песочнице он не копает песок, а раскладывает свои формочки рядками по периметру песочницы, кладя отдельно формочки в виде «морских животных» и просто «куличиков». Он категорически не приемлет одежду (сверхчувствительность?), дома всегда ходит нагишом, даже в холод, любые надетые предметы гардероба тут же снимает, мы уже и не настаиваем. Одевать себя дает только на прогулку, но больше 3-х часов в одежде не выдерживает, потом нужно срочно домой и раздеться… Есть и другие странности, но я уже и так очень много вам о нем рассказала, теперь перейду собственно к вопросам. По всем этим особенностям я начинаю подозревать у сына что-то типа «высокофункционального аутизма». Хотя он очень контактен (со своими, не с чужими), ласков, смотрит в глаза, но ведь так тоже бывает. Еще в год он от сверстников почти не отличался, года в полтора невропатолог нашла его развитие вполне удовлетворительным. Но по мере развития речи и мозга он все больше отличается от ровесников в песочнице. Куда стоит обращаться с моими подозрениями? какие обследования провести (просто по онлайн тестам-опросникам в интернете выходит «высокий риск развития аутизма»). Боюсь, что просто с невропатологом в поликлиннике (нам еще предстоит его «проходить» в три года) он не пойдет на контакт и ему напишут в карте что-то типа «ЗРР» или «ЗПР» и назначат какой-нибудь пантогам-пантокальцин или уколы… а мне бы не хотелось давать ему лекарства хотя бы потому, что он от любых, даже вкусных, лекарств орет и плюется, он вообще ест мало и только определенные несколько продуктов, не приемля насилия в питании. Как можно пытаться заниматься дома развитием речи с таким человечком? В садик мы идти не планируем (для сына это был бы стресс), а вот к школе хотелось бы научить его носить одежду и отвечать на вопросы.)) Как я могу помочь своему малышу? Стоит ли дальше развивать его «сильные стороны», опираясь на его любознательность, память и интерес или наоборот стоит пытаться ограничивать эти увлечения и сосредоточится на простых скучных для него бытовых вопросах?

Читайте также
Вас может заинтересовать