Здравствуйте, Наталия! Меня зовут Анастасия, у меня растет сын Ваня, сейчас ему ровно 4 года. В настоящий момент наш речевой диагноз: Выход из моторной алалии. ОНР-1-2 (тут мнения нескольких логопедов разошлись). Есть еще и не речевой диагноз — СДВГ, который очень нам мешает заниматься и развиваться дальше.
Немного с самого начала. Родился в срок, 7/8 по Апгар, гипоксия, двойное обвитие вокруг шеи. Первое слово сказал в 11 месяцев, затем крайне медленная динамика — буквально по 1-2 слова в месяц прибавлялось, ничего не повторял — до 3,3г. В 3 поставили диагноз моторная алалия.
В 3,3г. как-то резко усилилось общее подражание, начал повторять движения, звуки, слоги, простейшие слова. По рекомендации логопеда, слова буквально «долбили», сначала по одному слогу, потом усложняли. Пошла динамика, приблизительно 20 слов в месяц. В 3,8 начал складывать имеющиеся слова в фразы из 2-3 слов. С фразами дело обстояло также, как и со словами — давали шаблон — например мама, дай пить, затем он уже сам начинал просить то, что ему нужно.
На сегодняшний день (4 года) большинство слов по-прежнему оседают в активе путем постоянного, многократного проговаривания. В самостоятельную речь проговоренное слово вводит довольно быстро, буквально через 1-2 дня. (Вчера «мучили» слово «балкон», сегодня он уе сам сказал «Мама, иди бакон!») Нарушена слоговая структура. Фразами у нас оформлены только просьбы, с которыми очень активно обращаемся к родителям. Фразы оформлены исключительно в повелительном наклонении, активно употребляем конструкцию «хочу…» Вот примеры, как мы сейчас разговариваем.
Мама, акой верь — Мама, открой дверь!
Мама, авей водя (ко, тяй) — Мама, налей воды (сока, чай)
Папа, дай теефон!
Папа, учи угой Бабоки (Папа, включи другой мультик про Барбоскиных)
Качу вотете! — Хочу вот это
Качу мямья!(пи, батю) — Хочу есть (пить, прыгать на батуте)
Мама, купи Кикат! (Мама, купи киткат!)
Мама, фядь (авись, тянь, иди)- Мама, сядь (ложись, встань, иди)
Мама, иди ко ме!
Собственно, на этом этапе мы и застряли сейчас. Комментирует все односложно, например, если увидит ребенка, говорит «ляля», не говорит «ляля идет».Речевую проблему существенно усугубляет поведенческая (СДВГ). Ребенок очень гиперактивный, внимание не устойчивое, познавательный интерес очень избирателен. Завлечь какими-то играми очень ложно.Заниматься по книгам — дохлый номер. Купила пособия «От слов к фразе», там примеры «Зайка сидит», «Зайка лежит» — вот то самое, что нам сейчас нужно — заниматься не хочет, не интересны никакие зайки. Неделю подводила к окну, проговаривала «тетя идет» — так и не закрепилось, не интересна никакая тетя. Зато слово «купи» выучили и стали пользоваться им буквально за считанные минуты)) Т.е. слышит и обращает внимание только на то, в чем лично заинтересован.
Наталия,как развивать в дальнейшем фразовую речь? Какой должен быть следующий этап развития, после того, как мы научились оформлять в фразы просьбы в повелительном наклонении? Куда двигаться?Я очень растеряна, ребенок не простой, логопедов, которые работают у нас в городе с ТНР, очень мало, практически все приходится узнавать самой.
И еще… на основании приведенных примеров фраз, которые говорит сын, можно говорить в нашей ситуации об ОНР 2? Спасибо большое заранее за ответ.

Читайте также
Вас может заинтересовать