Desktop [1320] Ipad [990] Tablet [660] Mobile [100%]

Сравнение детей

Уважаемая Марина! Прошу вашей помощи в разъяснении вопроса по поводу сравнения детей между собой или может быть список авторов, у которых этот вопрос раскрывается подробно. У меня четыре сына: 9 лет, 6 лет и двойня 4 лет. Один из двойни похож на старшего внешне, а по характеру — на среднего, второй из двойни — […]

Уважаемая Марина! Прошу вашей помощи в разъяснении вопроса по поводу сравнения детей между собой или может быть список авторов, у которых этот вопрос раскрывается подробно.

У меня четыре сына: 9 лет, 6 лет и двойня 4 лет. Один из двойни похож на старшего внешне, а по характеру — на среднего, второй из двойни — наоборот. Я стала ловить себя на мысли, что часто говорю своим детям (когда старшему среднему, когда кому-то из малышей), что он похож в чем-то на своего братца. Иногда тут же проговариваю, чем он не похож на этого же брата и что у него общего с другим братцем. Чем мне и моим детям грозят подобные сравнения?

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен


  1. Марина Кожевникова
    Марина Кожевникова
    Добрый день! Очень интересный вопрос!
    Воспитывая детей, особенно, наблюдая явное сходство, очень сложно отказаться от соблазна и не проводить объединяющие параллели. И в целом, в этом ничего плохого нет, ровно до тех пор, пока вы не начинаете расставлять негативные акценты. Например, упрекать в лени или неаккуратности одного ребенка, сравнивая его с другим ("Ты такой же, как и твой брат" или "Ты, что, хочешь быть ленивым, как твой брат и также просиживать в бардаке?")...Подобные примеры совершенно не работают педагогически, наоборот, подсознательно фиксирую ребенка в нормальности не самых удачных черт характера. Постепенно, это начинает восприниматься уже подростками, как "вечный родительский зуд", тут тоже, как вы понимаете эффективности ноль. Потому, если вам хочется в чем - то сравнить ребят - делайте это исключительно в позитивном утвердительном ключе, как похвалу, как концентрацию на сильных сторонах и гордость за них. Так формируется та самая родовая, фамильная, принадлежность и гордость - залог крепости и дружности семьи, когда один за всех...Во всех остальных случаях имеет смысл чаще подчеркивать индивидуальность каждого ребенка, ведь в конечном счете он четыре разных человека, и у них четыре разных жизненных пути, судьбы, стратегии. И чтобы максимально эффективно идти этими путями, необходимо развивать индивидуальность и собственную аутентичность. Детям сложно ориентироваться на себя, пока они не перешли в стадию пубертата. Они воспринимают себя через призму слов и суждений, оценок взрослых. И если вы приучите ребят самоосознавать себя, как уникального человека с уникальными вкусами, привычками, предпочтениями, взглядами (но часть большой семьи), то в дальнейшим они с легкостью минуют многие кризисы и трудные поиски себя, они уже будут в контакте с собой. Включая и историю с пубертатом - этот период пройдет легче, ведь детям не придется болезненно отстаивать право на аутентичность и доказывать способность к этому, чем занимается большинство подростков. Потому просто держите в уме, что за сходством стоит четыре разных человека, залог счастья которых - путь, который они проходят своими пробами и своими ориентирами. А при сохранении дружественной атмосферы в семье, у них всегда есть возможность обменяться опытом и заручиться поддержкой у остальных, когда это будет необходимо. Удачи вам! С уважением, Марина Кожевникова
    3 месяца назад