? «Лето в разгаре, а нам начисляют оплату за отопление. Причем суммы такие же, как зимой! Разве мы обязаны платить за то, чего нет?»

Скорее всего, в вашем случае начисления справедливы. Общая сумма обычно равномерно распределяется на весь год — отсюда оплата отопления летом. Возможно, вам было бы удобнее платить (пусть и больше) только в те месяцы, когда батареи горячие. Но, увы, шансы повлиять на схему начислений у рядового владельца квартиры небольшие.

В середине 2016 года Правительство РФ разрешило региональным властям самостоятельно определять единую годовую схему оплаты ЖКХ на своей территории.
Платите вы во время отопительного сезона 3 тысяч рублей в месяц
или круглый год, но по 700 рублей, зависит от договора с управляющей компанией (УК) или ТСЖ с поставщиком.

Изменить ситуацию можно только коллективно: все собственники жилья в вашем доме должны единогласно проголосовать за изменение схемы начисления оплаты. Если вы обратитесь в УК с заявлением и документом, отражающим такое решение, она по закону обязана изменить договор. Но имейте в виду, дело может затянуться надолго.

? «В последние пару месяцев мы платим за «общее» домашнее электричество в полтора раза больше, чем до этого. Как понять, не подключились ли к общедомовому счетчику жулики?»

Мощность лампочек и лифтов остается стабильной. Если расчетные показатели вдруг резко выросли, вы, скорее всего, правы.

Обратитесь в обслуживающую организацию. Она обязана проверить, не нарушены ли коммуникации, провести расчеты и выяснить, не присоединился ли кто-то к общим сетям. По результатам проверки утечка или незаконное использование электроэнергии должны быть прекращены.5 актуальных вопросов о ЖКХ

? «Обнаружила, что банк списал с моего счета приличную сумму. Оказалось — долг за «коммуналку». Но никаких задолженностей у меня нет и никогда не было! Как вернуть деньги?»

Банк не принимает такие решения самостоятельно, так что разбираться надо не с ним. Деньги могут быть списаны либо вследствие исполнительного производства (по поручению пристава), либо в результате «автоплатежа». В любом случае, банк обязан предоставить информацию о причине операции.

Если деньги списаны по поручению приставов, к ним и обращайтесь. Узнайте номер дела и координаты суда, который вынес это решение, ознакомьтесь с материалами судебного разбирательства. В случае несогласия подавайте встречный иск и оспаривайте «приговор».

«Автоплатеж» мог произойти по инициативе вашей управляющей компании, ТСЖ или другой организации, оказывающей вам коммунальные услуги. В этом случае требуйте все расчеты по долгу (п. 31, 33 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354, «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

С выпиской на руках сделайте свои расчеты и зафиксируйте их на бумаге. Например, в квитанции указано, что площадь квартиры 200 кв. м, а у вас всего 70 кв. м. Укажите это в претензии и требуйте пересчета. Копию претензии нужно вручить сотруднику управляющей компании — секретарю, бухгалтеру или — лучше всего — начальнику. Проследите, чтобы он расписался в получении претензии — это очень важно. Все, что было нужно, вы сделали. Осталось дождаться положительного решения. Тарифы, по которым сделаны начисления, определяет поставщик услуг. Если, на ваш взгляд, они завышены, подавать в суд надо не на ТСЖ, а на поставщика. Скажем, на компанию, предоставляющую. горячую воду. В Москве, например, это «Мосводоканал».

У вас есть право требовать корректировки расчетов и возвращения переплаты.

Второй вариант: зачесть эти средства в счет будущих платежей.

? «Управляющая компания заставляет нас поставить водосчетчики. Мы действительно обязаны это сделать?»

Ваша УК исходит из «Правил предоставления коммунальных услуг», в которых четко прописано, что при наличии технической возможности собственник помещения обязан оборудовать их приборами учета. Если счетчиков нет, а установить их в принципе возможно, то по расходам электроэнергии, например, вам могут выставить счет за круглосуточное максимально возможное для вашей квартиры потребление. То же самое и с водой. В обоих случаях получится очень большая сумма, поэтому я рекомендую счетчики.

Расчеты по холодной и горячей воде ведутся, исходя из принятых в вашем регионе нормативов. Единого стандарта для всей страны не существует

? «Квартирные счетчики на воду работают стабильно, но компания, которая их устанавливала, настаивает на замене по причине истечения срока эксплуатации. Говорят, что в случае отказа расчеты будут делать по нормативам. Они правы?»

Вы можете вызвать представителя независимой компании, которая занимается поверкой счетчиков. Он протестирует приборы. Если они полностью исправны, вам выдадут письменное заключение (со всеми необходимыми печатями), в котором обязательно должен быть указан реальный срок эксплуатации счетчика. Эту бумагу вы вместе с претензией отнесете в УК.

На сайте Росконтроль.рф (roscontrol.com) можно получить бесплатную юридическую консультацию по любым трудным вопросам

В претензии

► При составлении официальной претензии все возражения лучше сопровождать ссылками на соответствующие законы. Так заявление сразу станет более веским.

► Если управляющая компания не приняла претензию, отправляйте ее заказным письмом с уведомлением.

► Получили отказ, но считаете, что правда на вашей стороне? В этом случае копию претензии и ответ на нее лучше направить в прокуратуру и вышестоящие органы.

► Вам отказываются корректировать оплату или не отвечают на претензию в течение 30 дней? Идите в суд.

► Над ТСЖ нет высшей инстанции: это избранный орган, подотчетный жильцам. Управляющая компания подчиняется, как правило, ГУП «Жилищник». Можете попробовать обратиться к ним напрямую, но через суд все-таки получится быстрее.

Фото: pixabay

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен