
Кристина, 27 лет, Москва
«Однажды утром я проснулась и поняла, что пора что-то менять. Обычно, когда меня посещали такие мысли, я шла в парикмахерскую и меняла прическу, но в то утро предчувствие было более глобальным. С мыслью, что я занимаюсь не своим делом, я жила уже довольно давно. И идея сменить профессию сидела в моей голове долго. В то утро мне стало очевидно: продолжать ходить на работу, которая не приносит радости, больше невозможно. И с желанием что-то наконец изменить я, по привычке, пошла в парикмахерскую. Но не в кресло к мастеру, а поговорить. Мне хотелось пообщаться с теми, кто приносит людям радость преображения и понять, как они стали профессионалами в своем деле и с чего начинали. Так я узнала о школах стилистов, в одну из которых и записалась. Это была школа стилистов «Персона».
Так как менять что-то нужно было уже сейчас, а не через год, при выборе школы мое внимание обратилось на ту, обучение в которой занимает меньше всего времени — 3 месяца. По итогам я получу диплом мирового образца, с которым можно работать не только в России, но и Англии, Германии.
С первым страхом — насчет востребованности своей новой профессии, я поборолась в первый же день занятий. Видя мои испуганные грядущими переменами глаза, меня успокоили: ремесло парикмахера-стилиста никогда не оставит меня без «куска хлеба» и всегда будет востребованным: и женщины, и мужчины всегда будут стричься, красить волосы и преображаться.
После избавления от всех страхов, начались тяжелые учебные будни. Для начала — изучение трихологии. Никто и предположить не мог, что волосы — это так непросто. Зная о структуре волоса, анатомических особенностях разных людей и свойствах шевелюры в разном возрасте, ты постепенно учишься разбираться в масках, кератинах и уходовых средствах. И все это не только для себя (ведь полезно знать, что именно в составе шампуня, которым ты пользуешься), но и для того, чтобы в будущем составлять клиентам индивидуальный план восстановления волос, возвращать им блеск, силу и естественную красоту.
Здоровые волосы — это тренд. После курса прошел разбор всех косметических средств для волос в доме, полнейшая ревизия. Приятно знать, что никакие маркетинговые уловки меня не подкупят, теперь я сама в курсе, что купить для своих волос, чтобы поддерживать их здоровыми и красивыми.
Важную роль играли и преподаватели, которые не только заслуженные мастера своего дела, но и харизматичные люди. Они постепенно вселяли в меня одну мысль: «Я в правильном месте, и скоро тоже буду такой же успешной!».
Помимо вдохновения, пришло и понимание, что парикмахерское искусство — это вовсе не простая профессия, где достаточно научится держать ножницы в руках и прямо делать срез или смешивать краску. Это гораздо глубже. К тому же это тесный контакт с каждым клиентом, личное пространство, куда тебе придется вторгаться. Поэтому в школе учат всему: начиная с личного этикета, образцового рабочего места, безупречного внешнего вида мастера, заканчивая профессиональными привычками — темы разговоров с клиентами, умением встретить, проводить, технике мытья головы, ну, и, конечно же, вежливости и компетенции в любых ситуациях. Одним словом, все искусство имеет много граней.
Дальше были укладки. Вытягивание волос, голливудские локоны, азиатские кудри, косы, гладкий зачесанный глянцевый хвост или начес в стиле 80-х… И главное — что овладев этим мастерством под руководством чутких профессионалов, я все это могу делать сама для себя. Сэкономив кучу денег на салонных укладках!
Большим плюсом была возможность практиковать только что приобретенные навыки на моделях. Тогда меня охватило первое ощущение трудности происходящего. Руки не слушаются, расческа-брашинг в одной руке, фен — в другой. И все трясется!
Затем было то, чего с нетерпением ждали все мои однокурсники и чего так боялась я — стрижки. Сначала теория — о том, какие надо выбирать ножницы, расчески, о том, какие марки и бренды считаются оптимальными, где их можно найти, на что нужно обращать внимание при выборе того или иного инструмента. Оказывается, обычные ножницы «крутого стригуна» могут стоить и 150 000 рублей. Но, и это не предел, настоящие топ-мастера могут себе позволить, потому что их мастерство и талант клиенты оценивают хорошими вознаграждениями. Прозвучало достаточно убедительно, чтобы перебороть свою неуверенность.
Для каждого своего потенциального клиента мастер выступает не только как технический мастер, но и своего рода художник, который по основным пропорциям тела, стилю одежды, чертам лица, стилю жизни клиента должен подобрать именно ту форму, которая будет подчеркивать достоинства. А это непростая задача. Поэтому, очень важным и необходимым навыком, кроме освоения техники стрижек, является умение проводить правильно этап консультации. Мастер должен учесть все обстоятельства и нюансы — от того, какой стиль у клиента, внешние данные, жизненные привычки, как он одевается, где работает. И вот после подробного курса теории и наступает время практики. Конечно, практика существенно отличается от теории: ты начинаешь испытывать еще большую ответственность за происходящее. И руки из-за этого слушаются тебя все меньше. Но это нормально, ведь нужна практика. Много практики.
Мужские стрижки для меня оказались намного сложнее женских — ведь я начала понимать, что стрижка формирует облик и придает кому-то большей мужественности, кому-то, наоборот, помогает смягчить без того жесткие черты. К тому же, в женских стрижках всегда есть, куда отступить: постричь короче, сделать классную укладку, а в мужских — «зарезанный» затылок или перестриженный висок не скрыть ничем.
Словом, я очень старалась, но удовольствия пока получала мало, что и привело меня к мысли: «Наверное, парикмахерское искусство — это все-таки не мое». Но дальше произошло то, что заставило меня перестать сомневаться. Началась колористика. Погружение в мир буйства красок стартовало с теоретических знаний. Колорист — это почти художник.
Это позже я узнала, что хороший колорист умеет «читать» характер клиента и подкреплять его нужным цветом, чтобы внешность полностью соответствовала внутренним ощущениям. У меня был опыт, когда я приходила к парикмахеру на окрашивание, и он прикладывал к моей голове разного цвета платочки — розовый, фиолетовый, желтый. Теперь я понимаю, что это было для того, чтобы понять, какие оттенки подходят мне больше — холодные или теплые. Поэтому, если мастер будет перед вами также махать платочками разных цветов, не посчитайте его сумасшедшим, оцените его мастерство и подход к делу.
Медленно, но верно подходил к концу курс моего обучения, и к исходу третьего месяца я сама того не заметив, на вопрос моего нового знакомого «а чем ты занимаешься?» гордо выпалила: «Я парикмахер-стилист!». Первыми моими клиентами были все родные и близкие. Теперь каждый их них носит ту прическу, которая идеально ему подходит.
А что касается заработка — спустя полгода после окончания курсов я вышла на тот уровень дохода, от которого отказалась вкупе с офисной работой. А дальше — только больше!