Виктория Владимировна —  учитель начальных классов в одной из подмосковных гимназий. Мы расспросили ее о том, легко ли быть учительницей первоклашек, чем отличаются современные школьники от детей прошлых лет, а также попросили дать полезные советы родителям первоклассников и будущих школьников.

Сколько лет вы преподаете детям? Сколько детей прошло через ваши руки?

Я пришла в школу в 1988 году и за это время выпустила 8 классов. Детям моего первого выпуска сейчас по 33 года. У многих уже есть свои семьи. Некоторые из них приводят ко мне своих деток учиться!

Вы помните по имени каждого ребенка, которого учили?

Да, по имени всех помню, но фамилии иногда приходится вспоминать (смеется). Единственное, дети с возрастом внешне очень меняются…

Как происходит набор в ваш класс? Вы сами отбираете детишек?

Я преподаю в школе-гимназии. Раньше проводились перед приемом собеседования с детьми. Отбор происходил в пользу более интеллектуально развитых и крепких по здоровью малышей. Они беседовали с психологом и логопедом. В основном смотрели на развитие речи ребенка, может ли он составить рассказ по картинкам, знает ли он времена года, то есть, при приеме в гимназию внимание уделялось общему развитию ребенка.

Сейчас ситуация изменилась, дети могут прийти в гимназический класс по желанию родителей. Из-за этого классы получаются разными по развитию.

В каждом классе всегда бывает один-два отстающих. Есть ли какие-то педагогические приемы, с помощью которых они могли бы выровняться и уже к старшим классам идти вровень со сверстниками?

К сожалению, всегда есть отстающие дети. И тут, не обойтись без помощи семьи. Поэтому, в первую очередь, я стараюсь наладить хороший контакт с родителями. Во-вторых, обязательно провожу дополнительные занятия. Это хорошо, когда ребенок сам обращается за помощью, но бывает, когда у детей что-то не получается, они замыкаются, ручки опускают и им становится неинтересно учиться. Поэтому я стараюсь не дать им такой возможности, чувствую их боль и помогаю, чем могу. Кроме того,  стараюсь давать коллективные задания, в которых детки разбиваются по группам и выполняют одно на всех поручение. Когда отстающий ребенок принимает в общем деле активное участие, он чувствует ответственность перед другими детьми.

Но самая большая беда — это детская лень! У ребенка что-то не получается, а потом уже это делать не хочется. Поэтому, не устаю повторять всем родителям: в малыше чуть ли не с пеленок нужно воспитывать ответственность.

У вас есть любимчики?

Интересный вопрос! Если у мамы спросить, какого ребенка она больше любит, она не ответит, потому что для нее все они одинаковы и всех она любит по-своему. У каждого ребенка есть свои таланты, что-то интересное в характере, поэтому каждый малыш по-своему интересен и хорош.

Какие качества в детях вы поощряете, а какие нет? И как вы боретесь с теми, которые не поощряете?

Конечно же, мне нравится в детях старательность, аккуратность, стремление к знаниям. Очень приятно видеть пытливые, яркие, радостные глазки, когда они что-то новое узнают, тогда у меня тоже настроение повышается. А то, что меня особенно огорчает, это когда я вижу, что ребенок может хорошо учиться, но не хочет. И тут опять же не обойтись без участия родителей. Очень важен близкий контакт учителя с родителями, чтобы они не боялись обратиться ко мне за помощью. Родители моих детей могут звонить мне в любое время. Я стараюсь с ними дружить, вместе обсуждать и решать сложные вопросы, связанные с воспитанием ребенка.

Как вы считаете, нужна ли система оценок в младших классах и почему?

Я думаю, да. Дети должны иметь стимул для стремления к знаниям. Стремясь к хорошей оценке, дети стараются учиться. Первоклассникам оценок не ставят, но мы все равно стараемся их стимулировать. Каждая учительница придумывает какие-то поощрения. В моем классе — это чудо-дерево, на которое нужно приклеивать полученные за успехи в учебе наклейки.

Но 5-бальную систему нужно пересмотреть, потому по ней точно оценить знания ребенка сложно. Я ставлю, например, оценку «4 с полюсом» или «5 с минусом», но, к сожалению, все эти плюсы и минусы в нашей системе образования не учитываются.

Зная способности каждого ученика, вы можете предположить, что будет с ним во взрослой жизни, как он устроится, кем станет? Вы общаетесь с учениками первых выпусков? Насколько ваши предположения оказались верны?

Это очень интересно! Сложно предположить, кем станут дети, когда вырастут, потому что они еще маленькие и их способности до конца не раскрыты. Но все равно уже видно, кто склонен к гуманитарным наукам, а кто к техническим. Действительно, в жизни зачастую так и получается: кто в младших классах тяготел к творчеству — идет учиться в ВУЗ с гуманитарной направленностью и наоборот.

Конечно, я поддерживаю отношения со своими выпускниками. Многие из них уже взрослые, успешные молодые люди. Это очень приятно!

Учительница первая моя...В этом году к вам пришли первоклашки. Для вас каждый новый класс – как первый раз?В этом году у меня опять новый класс, и по этому поводу я испытываю некую грусть. Потому что за 4 года многое успеваю вложить в детей, мы становимся дружной семьей, а потом они уходят… Очень тяжело расставаться с детишками! Каждый раз — это рана на сердце, но, в то же время, я абсолютно уверена, что полюблю и своих новых малышей.С какими трудностями вы уже успели столкнуться за первый месяц учебы? Какие советы вы можете дать родителям первоклашек?Ребенка необходимо психологически готовить к школе. Во-первых, родители должны с раннего возраста настойчиво воспитывать в своем чаде соблюдение режима дня, потому что неподготовленным детям очень тяжело рано вставать. Во-вторых, зачастую малыши приходят в школу будучи совершенное несамостоятельными, поэтому я бы посоветовала родителям прививать еще до школы самостоятельность. Для этого необходимо искренне поощрять ребенка за инициативу сделать что-то самому. С детьми важно вести диалог: если вы не согласны с ребенком, объясните ему свою позицию, приведите доводы, выслушайте мнение малыша.Я бы также попросила родителей не сидеть над душой ребенка, когда он выполняет домашнее задание. Достаточно просто оказывать помощь и поддержку по мере необходимости. Нужно постараться найти баланс между контролем и самостоятельностью. Также очень важно научить ребенка поддерживать порядок в своих вещах.Многие детки приходят в школу и не умеют держать в руках карандаш. Важно еще до школы, разрабатывать мышцы рук. Для этого очень полезно заниматься рисованием, лепкой, сборкой конструкторов.А еще я обращаюсь ко всем родителям с просьбой прививать ребенку любовь к чтению. С самых ранних лет читайте им книги, разглядывайте вместе с ним картинки, просите составить по ним свой рассказ. К сожалению, сейчас дети читают совсем мало… а ведь чтение развивает фантазию, грамотность, память, речь и общую культуру.Чем отличаются дети нынешние от тех, которые учились у вас 10-15 лет назад?У современных детей больше возможностей. Сегодняшние дети более развитые, раскрепощенные, умеют отстаивать свое мнение. Меняется жизнь — меняются дети. А вообще, все ребятишки во все времена одинаково хорошие, все они стремятся получить знания и нуждаются в любви, понимании и ласке.Вы стараетесь «идти в ногу со временем» — разбираетесь в гаджетах?Да, приходится держать руку на пульсе, много сидеть за компьютером. Но с появлением новых технологий открылось и много новых возможностей для преподавания. Этот процесс теперь более интересный, интерактивный, в отличие от времен, когда я только пришла работать в школу.По вашему мнению, в чем польза и вред от них для школьника?У детей сейчас катастрофически падает зрение из-за того, что они много времени проводят за компьютерами. У каждого ребенка уже в первом классе есть телефон. Вместо того чтобы на переменах бегать, они играют в свои игры на телефонах и планшетах. Я прошу родителей не давать детям всю эту технику приносить в школу. Если они захотят связаться с ребенком и узнать, как у него дела, они всегда могут позвонить мне.Ваше отношение к домашнему образованию?Это спорный вопрос. Некоторые родители считают, что семейная форма образования — единственный вариант создания благоприятной среды для обучения ребенка, а школа лишь воспитывает комплексы. Каждый вправе выбирать, тем более, что такая возможность есть. Я демократично ко всему отношусь. Если родители выбирают семейную форму образования, почему бы и нет. В этом случае родители должны быть готовы к тому, что ответственность за качество знаний целиком и полностью возлагается на их плечи. И они должны понимать, что общение ребенка с другими детьми будет ограничено. В школе дети учатся жить и выживать в коллективе, выстраивать отношения. Родители не могут всю жизнь оберегать своего ребенка: рано или поздно ему придется столкнуться с реальностью. А ведь жизнь в обществе совсем непростая: нужно найти и проложить свою дорожку. Поэтому я все же считаю, что ребенок должен учиться в школе.Вопрос про девочек и мальчиков. С кем легче договариваться, кто лучше учится, кого больше в классах?В прошлом выпуске было больше девочек, в этом году будет, наоборот, 18 мальчиков и 11 девочек. Если в предыдущем выпуске мы занимались бисероплетением, в этом году будет у меня футбольная команда! Что касается того, с кем проще договориться, я думаю, со всеми детьми можно найти общий язык. В начальной школе между детьми и учителем налаживается тесная связь, поэтому договариваться нам друг с другом легко.Вы слышали про учительницу Асю Штейн, которая предложила в День знаний провести антицветочный флешмоб в пользу благотворительности? Как вы отнеслись к такой идее?Я полностью с ней согласна! В нашей жизни столько случается бед, конечно, нужно помогать по возможности. У нас в гимназии была ситуация: мальчик поступил в первый класс и у него обнаружили опухоль головного мозга. Мы всей школой, всем городом, чем могли, помогали. Поэтому я считаю, что это правильно. Лучше потратить деньги не на цветы, а на спасение детских жизней. Если вместо покупки букета каждый родитель внесет по 200 рублей в благотворительный фонд, это принесет гораздо больше пользы и спасет многим детям жизни.

Рекомендуем