Имя культового немецкого хореографа Пины Бауш в нашей стране известно среди поклонников танца и театра. Но мировая слава пришла к ней еще в 80-х годах прошлого века. Хотя работы этой маленькой аскетичной женщины яростно «оплевывали» и критики, и зрители в течение первых 10–15 лет существования ее «Танцтеатра» в Вуппертале. Обзывали оргией, грозили ей убийством… Что это был за театр?

Сама жизнь

Рассказывать о ее постановках словами — все равно что перепевать органные концерты Баха на студенческой вечеринке в пивном кабачке. За списком понятий — экспрессионизм, арт-хаус, модерн — скрывается шокирующе одушевленный, безудержно страстный, пугающе осязаемый танец, где нет границ для проявления миллионов оттенков человеческих чувств.

Пина «задает вопросы». Она залезала к ним в голову на репетиции, они выворачивали душу на сцене (1987)
Пина «задает вопросы». Она залезала к ним в голову на репетиции, они выворачивали душу на сцене (1987)

Ни физических границ, ни эмоциональных. Пина Бауш, трудолюбивый гений подмостков, «взорвала» каноны танца не ради славы и самовыражения, но ради любви к Танцу. Она вернула танец к его первобытным истокам, вывернула наизнанку, сделала всех и вся своими соавторами — тела и души актеров, глаза и чувства зрителей. Она хотела и смогла «танцевать вместе». Ее танец не отражал жизнь, он и был сама жизнь.

«Мои спектакли не растут от начала и до конца. Они растут изнутри — наружу»

Откуда это чудо?

Филиппина «Пина» Бауш родилась в знаменитом «городе ножей» Золингене в 1940-м. Отец владел ресторанчиком с номерами для постояльцев, и трое детей помогали родителям. 5-летняя Пина знала, что такое чистить горы картошки, мыть лестницы и убирать номера. Она всегда двигалась, как змея, но однажды актеры-посетители взяли ее на балет. И Пина Бауш заболела танцем осознанно. Родители отдали ее в местную балетную школу, а уже с 15 лет она училась в академии искусств «Фолькван­гшуле» в Эссексе — у одного из главных представителей танца модерн Курта Йосса. Его «Фолькванг-балет» считается колыбелью немецкого экспрессионизма.

Сцена из спектакля «Весенняя жертва»
Сцена из спектакля «Весенняя жертва»

В 1958-м Пина уехала в Нью-Йорк, получив стипендию в Джульярдской школе ис­кусств, и выступала в Метрополитен-опера. В 1962-м Йосс позвал ее в Германию, и она стала солисткой его балета.

А уже в 1973-м ей предложили руководить балетом в Вуппертале. Так в танце начинается эпоха Пины Бауш.

Театр танца

Создавая «Танцтеатр», Пина отвергла балетную классику. Она смешивала драму и пантомиму, пение и танец. На сцене сыпался настоящий песок и проливались настоящие дожди. Актеры разговаривали, потели, чесались, курили, ели, жили. Ее находки разошлись по сценам и экранам (стулья из «Кафе Мюллер», 1978).

Вим Вендерс снял фильм «Пина. Танец страсти. 3D» в 2012-м
Вим Вендерс снял фильм «Пина. Танец страсти. 3D» в 2012-м

Она была спокойной в жизни, на сцене бушевали страсти… Умерла от рака легких через 5 дней после постановки диагноза. За 18 дней до смерти выпустила премьеру.

Штрихи к портрету

Даты жизни: 27 июля 1940  —  30 июня 2009

Прежде чем стать великим хореографом, Пина Бауш почти 30 лет выступала на сцене. Она была выдающейся танцовщицей.

Мир Пины Бауш: 300 гастролей в более чем 40 странах.

Культовые спектакли: «Весна священная» на музыку Стравинского, «Контактхоф»: в 2000-м в нем играли актеры от 65, а в 2008-м — немецкие школьники.

Сын и наследник Пины Рольф-Саломон Бауш (33) создал Фонд имени Бауш
Сын и наследник Пины Рольф-Саломон Бауш (33) создал Фонд имени Бауш
Фото: Burda Media
Текст: Наталья Горбунова
Рекомендуем