Ни для кого не секрет, что вкусовые привычки формируются в детстве и, чаще всего, остаются неизменными в течение всей жизни. Несмотря на то, что сознательное формирование предпочтений в тех или иных продуктах питания происходит в период от 6 до 10 лет, более трети российских детей в этом возрасте едят вредную пищу.

По данным НИИ питания РАМН, 30-50% всех заболеваний в России связаны с нарушениями питания. Правильное питание с детства не только избавляет от многих проблем со здоровьем, но и напрямую влияет на успешность ребенка, основой которой служит эмоциональный интеллект (EQ).

Что такое эмоциональный интеллект

Если об IQ все знали уже давно, то об EQ заговорили сравнительно недавно. Эмоциональный интеллект представляет собой способность человека владеть своими эмоциями и позитивно мыслить, ставить цель и достигать ее.

Согласно данным последних научных исследований только 20% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет IQ — коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека, остальные же 80% зависят от уровня развития эмоционального интеллекта, который в свою очередь во многом зависит от продуктов питания. Самыми позитивными с этой точки зрения эксперты признали йогурты и другие продукты с пробиотиками.

Таким образом, повлиять на то, будет ли ребенок успешен во взрослой жизни, можно уже с ранних лет, воспитав в нем правильные пищевые привычки.

«Здоровое питание от А до Я»

Обучению детей принципам здорового питания как раз и посвящен Всероссийский социально-образовательный проект «Здоровое питание от А до Я», который вот уже 5 лет проводит АНО ИПЦ «Доверие» при поддержке Группы компаний Danone в России.

«Задача нашего проекта «Здоровое питание от А до Я» в том, чтобы как можно больше мам и пап разделяли принципы ЗОЖ и, как следствие, привили эти убеждения своим детям. Немногие современные родители знают, что, например, обычный нежирный йогурт обеспечит ребенку ⅓ ежедневной рекомендованной дозы кальция и 17% нормы белка. И уж тем более мало кто задумывается о том, что привычка питаться правильно с детства может повлиять на то, что человек вырастет не только здоровее, но и, например, на 17% счастливее сверстников, которые в детстве предпочитали чипсы полезным продуктам», отметила педагог-методолог,  эксперт в информационно-просветительских проектах, директор АНО ИПЦ «Доверие» Наталья Чалая.

Эмоциональный интеллект ребенка зависит от правильного питания

Основные аспекты программы

1. Какая связь между здоровым образом жизни и эмоциональным интеллектом?

Самая прямая! Мы говорим о том, что здоровый образ жизни в современном понимании этого словосочетания имеет уже несколько другое значение, чем раньше — это не только правильное питание, физическая культура и профилактика вредных привычек, но и самообразование, развитие эмоционального интеллекта, увлечения.

2. Зачем развивать в ребенке эмоциональный интеллект?

Ученые доказали, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к затруднению в осознании и определении собственных эмоций, что повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Умение контролировать свои чувства и сознательно влиять на свои эмоции, эффективно общаться с другими людьми и находить с ними общие точки соприкосновения, способность распознавать, признавать чувства других и представлять себя на месте другого человека — это все составляющие эмоционального интеллекта.

3. Если начать развивать эмоциональный интеллект в детстве, то к совершеннолетию ребенок будет успешен?

Конечно, есть определенные возрастные особенности развития эмоционального интеллекта. К примеру, EQ повышается по мере приобретения жизненного опыта, возрастая в период юности и зрелости. Без сомнений уровень эмоционального интеллекта у ребенка заведомо ниже, чем у взрослого. Но это не значит, что развитие EQ в детском возрасте нецелесообразно. Наоборот, специальные обучающие программы существенно повышают уровень EQ у детей.

К примеру, по итогам прохождения обучения по программе «Монсики» по оценкам педагогов на 30-50% улучшились показатели — успеваемость, сплоченность, количество конфликтов, умение выражать свое мнение, интерес к книгам в целом и по оценкам родителей на 40-50% улучшились показатели — засыпание ребенка, понимание эмоций и чувств ребенка, проявление положительных эмоций ребенком, самостоятельное чтение книг, беседа с ребенком на разные темы.

4. Способны ли родители самостоятельно обучать ребенка управлять своими эмоциями?

Методика ориентирована не только на ребенка, но и на взрослого. Это игра, вовлекающая в процесс обучения и детей, и родителей. Благодаря такому подходу родители лучше понимают своих детей, а дети — самих себя. Для самостоятельной работы над развитием EQ у детей мы предлагаются тренинги (курсы) для мам, для пап и для родителей вместе, а также для психологов и педагогов. Помимо этого, издаются книги: «Приключения монсиков. Важная книга о том, как общаться, дружить, понять себя и этот мир», «Монсики и комета разочарований», «Монсики. Цветная книга эмоций» и «Раскрась свои эмоции», благодаря которым можно заниматься со своими малышами дома.

5. Каким образом учителя школ вовлекаются в процесс и как они помогают детям усвоить тезисы программы?

В 2015 году мы улучшили нашу программу, теперь она состоит из серии уроков, интегрированных в школьные занятия. На уроках рисования, труда и окружающего мира учителя, прошедшие специальную подготовку, в игровой форме доносят до детей правила здорового питания и бережного отношения к своему здоровью. Для учителей, совместно с методистами и психологами, разработаны кейсы для проведения классных часов и тематических уроков, связанных со здоровым образом жизни и правильным питанием. Материалы учитывают возрастные особенности детей и потребности педагогов для проведения классной работы в школе. Благодаря такому подходу активное участие в проекте принимают не только дети, но и учителя, и родители.

6. Как программа задействует физическое воспитание?

Такие шаги уже были сделаны. К примеру, мы помогали с организацией 1 и 2 московских зимних дворовых игр. Это школьные спортивные состязания, которые проводил Москомспорт и Лужники. Мы организовывали зимние спортивные состязания для Департамента образования города Москвы. Также совместно с нашими партнерами мы реализовали несколько детских футбольных матчей. Помимо этого мы планируем в рамках нашего проекта «Культура здорового образа жизни» провести спортивные уроки в некоторых городах Северо-Кавказского федерального округа, пилот этого проекта прошел недавно в Грозном (Чеченская республика).

7. Какова эффективность проекта? Есть ли какие-то количественные данные?

Проведенные фокус-группы собрали большое количество отзывов от родителей и учителей по итогам проведенных мероприятий.

Родители высоко оценивают уроки и с благодарностью говорят о занятиях и полученных знаниях, которые их дети теперь активно применяют в жизни. Они одобряют игровую, интерактивную форму подачи материала, благодаря которой сложная информация становится доступной, и дети к ней прислушиваются.

Также родители замечают, что выбранный возраст детей очень удачен, так как в этот период происходит процесс перехода от привычного образа жизни, когда дети полностью контролируются воспитателями детского сада и родителями, к ответственности и самостоятельности в выборе питания и принципов образа жизни.

Многие родители рассказывают, что дети стали более внимательными к продуктам при походе в магазин: обращают внимание на срок годности продуктов, напоминают родителям о вредных и полезных продуктах, меньше просят вредных продуктов.

Подводя итоги программы по проведенным фокус-группам, можно сказать, что после прохождения занятий наблюдаются изменение пищевых привычек и пищевого выбора у детей; рацион питания становится более сбалансированным, дети начинают его придерживаться, приемы пищи воспринимаются позитивно и продукты, которые раньше дети употребляли мало или вообще не употребляли теперь часть их ежедневного рациона — т.е. употребляют правильные продукты теперь с удовольствием, особенно каши и молочные продукты. И главное изменение происходят не только в пищевом поведении и выборе ребенка, но и всей семьи в целом!

«Сейчас, приходя в магазин, ребенок первым делом идет в молочный отдел, у нас появилась новая традиция в семье — ребенок сам выбирает продукты».

Фото: PR

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен