Источник: кадр из фильма «Гордость и предубеждение»

1 Роман «Анна Каренина» — Анна Каренина

Главная героиня легендарного романа Л.Н. Толстова — молодая, красивая женщина, пользующаяся высоким положением в обществе. Ее непосредственная натура жаждет страсти и настоящей любви, ведь Анна — человек, живущим чувством. Степенный муж, привычное окружение ей наскучили, она буквально чувствует себя птицей в золотой клетке. Поэтому, встретив Вронского, героиня полностью отдается чувствам.

3 произведения из школьной литературы, которые негативно повлияли на наши отношения с мужчинами
Источник: кадр из фильма «Анна Каренина»

Ради этой любви Анна пожертвовала абсолютно всем: мужем, сыном, положением — и ждала от возлюбленного того же. Но Вронский на ответный шаг был не готов. Для Карениной это стало конечной точкой. Анна решила, что без любви Вронского в ее жизни больше нет смысла, и бросилась под поезд с роковой фразой:

Отчего не потушить свечу, когда смотреть больше не на что?

2 Пьеса «Гроза» — Катерина

Молодая, добрая, по-детски наивная Катерина — главная героиня пьесы «Гроза» Островского. В силу возраста и характера девушка тянулась к знаниям, хотела узнать мир и встретить настоящую любовь, но была насильно выдана за грубого, ленивого, скучного мужа. Как и полагается, девушке была уготовлена трагическая судьба: на свою беду она встретила молодого и красивого Бориса, с которым они были так похожи. Несколько дней подряд они проводили вместе время, отчего Катерина была счастлива, но вместе с тем ее терзали муки совести.

3 произведения из школьной литературы, которые негативно повлияли на наши отношения с мужчинами
Источник: кадр из фильма «Гордость и предубеждение»

Однажды она призналась мужу и свекрови в том, что проводила дни с Борисом. В то же время возлюбленный сообщил ей, что вынужден надолго уехать по делам, но взять ее с собой не сможет. Катерина поняла, что возвращаться домой, где ей все опротивело, она не хочет — лучше умереть! В отчаянии девушка бросается в реку —  очевидцы быстро вытаскивают ее из воды, но уже поздно — девушка мертва. И снова  из-за трагичной любви к мужчине и абсолютной нелюбви к себе.

3 Поэма «Евгений Онегин» — Татьяна Ларина

Татьяна Ларина —  девушка, выросшая в «глуши забытого селенья», добрая, воспитанная, знающая о любви лишь из французских романов. Когда она встречает Евгения Онегина — настоящего франта, любителя светских вечеров, баловня судьбы, она влюбляется в него со всей искренностью чувств. Но именно ее душевный поры отталкивает Онегина —  он боится, не умеет чувствовать так же глубоко и отвергает любовь Татьяны.

3 произведения из школьной литературы, которые негативно повлияли на наши отношения с мужчинами
Источник: кадр из фильма «Анна Каренина»

Позднее, когда Ларина переезжает в Петербург и превращается в настоящую светскую даму —  закрытую, холодную —  Евгений видит ее и влюбляется без памяти. Однако он полюбил лишь образ, а не ее саму. И вновь разворачивается драма: несмотря на взаимную любовь молодые люди не могут быть вместе, ведь Татьяна уже вышла замуж за другого.

Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Что скажет психолог?

Все три героини — чудесные, но очень несчастные девушки, которые возводили любовь к мужчине в абсолют, а о самоуважении и любви к себе не слышали. Если мужчина не отвечал им взаимностью в должной мере, у них был выбор: покончить с собой или выйти замуж за нелюбимого и всю жизнь страдать — выбор, надо сказать, сомнительный.

Мы решили узнать у психолога: действительно ли подобные истории несчастной любви могут повлиять на то, как в будущем женщина будет выстраивать отношения с мужчинами?

«Да, действительно, классическая литература демонстрирует нам много примеров так называемых созависимых отношений. И превращает их в некий эталон взаимоотношений между мужчиной и женщиной, где ты, прежде всего, жертва, страдающая от своей же любви и страсти. Такое построение сюжета имеет примерно следующий смысл: любое желание, расходящееся с интересами семьи, общества или религии, становится недопустимым и греховным. И если представительница прекрасного пола идет на поводу у своих желаний, она непременно начинает испытывать вину».

Также психолог предложила задуматься о роли мужчины в таких отношениях. Если мы — жертвы, значит они должны стать хищниками. Не так важно, положительный он или отрицательный персонаж: на него возлагается роль сильного, властного, решительного и жестокого доминанта. Именно такое распределение ролей в отношениях формирует модель прочной взаимной зависимости и, по мнению Инны Лесовщиковой, в настоящее время женщин все чаще привлекают отрицательные герои (кино, литература, телевидение), и чем они хуже, тем сильнее к ним тянет.

В чем же дело? Почему так происходит?

«Причиной выбора именного такого сценария отношений является эмоциональная глухота. Мы хотим чувствовать, но нас научили, что любить можно только того, кто либо полностью принимаем социумом, либо того, кто этим социумом отвергается. Обе ситуации дают нам такую дозу эмоционального напряжения, которую мы оказываемся способны «услышать». Однако к любви и адекватной семейной жизни это не имеет никакого отношения».

Рекомендуем