"Невротики - самые лучшие работники": истории двух героинь, которым неумение отдыхать передалось по наследству

06.09.2020

Если тебе не комфортно ничего не делать, то знай, ты такая не одна. Наши героини тоже совершенно не умеют праздно проводить время, но не считают это недостатком.

Источник: @shushauglanova, @butkokoko

В середине августа в Университете изящных искусств Гамбурга заявили, что заведение готово выплатить не одну и не две, а целых три стипендии по 1600 евро тем, кто сможет полностью, со всей самоотдачей посвятить себя абсолютной праздности. 

И, казалось бы, плевое дело — ничего не делать. Я даже слегка позавидовала немцам, ведь лишь они могут воспользоваться этим шансом.

Но потом, когда первые импульсивные реакции поутихли, вдумалась в концепцию эксперимента и поняла, что это практически невыполнимая задача. 

Автор инициативы Фридрих фон Боррис заявил, что жюри присудит кандидату победу, если тот не только пообещает, но и действительно сможет не двигаться и не думать о своих делах в течение недели. Цель эксперимента — перевернуть с ног на голову общество, построенное вокруг побед и достижений

< />

Как тебе такое? Пока ты думаешь, две мои героини уже все для себя решили. Они бы так не смогли. 

Две Ксении подробно рассказали, почему для них отдых — это идеальное время для работы. 

Уверена, что в их словах ты узнаешь себя или как минимум раза три-четыре понимающе кивнешь и скажешь: «Да, есть такое». 

Иными словами, если ты часто мечтаешь о том, чтобы когда-нибудь в твоем расписании образовалось окошко или хотя бы сквозничок ничегонеделания, но когда наступает тот самый день (или час), тревожно носишься по квартире и своему сознанию, потому что, как это так, ничего не делать больше 10 минут, то добро пожаловать в клуб нервных достигаторов, которым всегда мало и не спокойно

За тех же, кому все вышесказанное не знакомо, я очень рада. Но что-то мне подсказывает, что вы компенсируете это какими-то другими заморочками. 

Пишите в комментариях о своих плохих и не очень привычках, с которыми вы боритесь или, что уж там, миритесь.

Ксюша, проектный менеджер, с недавних пор жена и пока еще не мама

Работа и быт

Невротики — самые усердные работники, это первое, что я поняла, когда устроилась на работу, тогда же я впервые взглянула на себя со стороны. У нас в офисе невротики все, но в рабочем процессе этот синдром не заметен. Кажется, что все просто отлично работают. Быт лучше демонстрирует клинику этого дела. 

В выходной я не могу просто так лежать на диване. В моем понимании диван нужно заслужить. Если в выходные я не сделала что-то полезное, значит, их будто бы и не было. Мучают ощущение пустоты и отсутствие движа.

Когда я просыпаюсь и понимаю, что у меня есть свободное время, то сразу думаю о том, что могу сделать сегодня полезного. Если вдруг нет дел, то волнуюсь, что что-то забыла. Смотрю в расписание. 

Все дела, включая мелкие бытовые, а также дела своего мужа, я записываю, чтобы не забыть их выполнить. Если не выполняю к  сроку, который сама себе же и поставила, то чувствую дискомфорт, что-то вроде ощущения несделанной домашки в школе.

Я понимаю, что во многих бытовых ситуациях вовсе не нужно себя подгонять. Например, если не постирано белье, а я лежу и смотрю сериал, то в голове маячит мысль: "не забыть включить машинку". Я не смогу расслабиться, если не закрою эту тему со стиркой как можно скорее. Но по сути, зачем с этим спешить? Однако мне просто на душе не спокойно, если что-то не сделано. 

В итоге получается, что я все время занимаюсь делами или планированием дел, ведь всегда есть что-то, что можно сделать, не важно насколько это срочно. Недавно я, например, разложила одежду в шкафу по стопкам - просто было скучно. Это, возможно, и есть мой отдых. 

И все бы ничего, если бы я жила одна, но я с мужем, и он — нормальный. Он может легко положить футболку не в ту стопку. Может прийти из магазина и не разложить сумки! Или не поставить на место ботинки. 

Его совершенно не беспокоит порядок действий, который беспокоит меня, но он очень понимающий и в курсе, что меня бесит любая недоделка, и идет навстречу моему порядку жизни. 

Однажды меня спросили, что я люблю делать, когда мужа нет дома. И я не знала, что ответить, кроме как убираться! И это касается не только дома. На работе у меня самые чистые отчеты.

Наследство

Думаю, невротичность передалась мне от мамы. Она очень любит убираться, работает на двух работах, воспитала меня и все ещё растит двух дочерей 8 и 15 лет. Мама уверена, что все вокруг должны жить так же — всюду успевать и идеально выполнять ту задачу, за которую взялся. При этом она периодические жалуется на усталость (что логично) и тяжелую жизнь, но жить по-другому она не умеет. Это 100%.

Помню, как в детстве мама попросила меня вытереть пыль, потом, придя с работы, она проверила, как я справилась с заданием. Поднимала предметы и смотрела, не осталась ли где пыль. Если она видела, что я где-то не дотерла, то отчитывала меня, и я все переделывала.

Моя сестра растет по тому же принципу. Ей сейчас 15 лет, и я уже начала замечать в ней признаки невротизма. Например, когда сестра была у меня в гостях, я начала немного убираться, она предложила свою помощь, сказав: «Я же не могу просто так сидеть». 

Еще помню, что в детстве у меня всегда была открыта дверь в комнату. Мне так было комфортно. Родители всегда видели, что я при деле — сижу за столом, делаю уроки. Если уроков не было, то я все равно чем-то другим занималась, потому что если мама видела, что мне нечего делать, она мне придумывала задания.

Нельзя было просто ничего не делать. Закрытые двери в комнаты детей, да еще с надписями «не входить» я увидела только в американском кино. Мне показалось это очень наглым. 

Сейчас моя сестра закрывается у себя, и мама уже не так на это реагирует. Мама ко многим моментам начала проще относиться с возрастом. 

Я даже немного позавидовала сестре, что она отчасти не испытывает моих детских страхов. 

В целом, мне нравится наше с сестрой воспитание. Мы выросли многозадачными и энергичными. Своих детей в будущем я бы приучала к тому, что нужно делать все до конца, на совесть. Не лениться и быть аккуратным. Для меня самой это ключевые ценности, поэтому в других людях я такое поощряю. 

Я постараюсь использовать более мягкие методы воспитания. Мама-то моя бессознательно все делала. Она и сейчас не подозревает, что ее бытовые действия как-то повлияли на меня в детстве. А я хотя бы могу (я так думаю) направить свой невроз в нужное русло.

Общество

В жизни моя тревожность в большей степени мне помогает. Мешает это только в отношениях с людьми, как я бы сказала, расслабленного типа — теми, кто живет на лайте, кого не парит грязь или беспорядок, кто может "откладывать на завтра".

Мне сложно жить с такими людьми по соседству, но опыт был. Тогда я просто делала все за себя и за того парня. Главное, не наезжать на людей, если они что-то не сделали. Я отдаю себе отчет в том, что делать все без остановки надо только мне и стараюсь не давить на людей. Только если на мужа (смеется)

Ксения Угланова, журналист, многодетная мама в декрете

Семья и работа

Неумение отдыхать мне абсолютно не мешает жить. Наоборот, помогает, поэтому я скорее не борюсь с этим, а развиваю. У меня всегда есть миллион списков вещей, которые нужно сделать, и я жутко радуюсь, когда что-то вычеркиваю из этого перечня. 

Многозадачность для меня — это норма. По-другому никак: нужно детей по школам, кружкам, секциям водить (сами они пока что никак), финансовый вопрос сам себя не решит, да и ипотека сама себя не погасит. Сейчас работаю из дома в трех изданиях. 

Плюс обязательно полчаса в день учу китайский, рисую диджитал-иллюстрации на продажу, смотрю какие-нибудь лекции, мастер-классы или шью.

Иногда я, конечно, мечтаю, чтобы выдался полноценный выходной. Бывает, что мечта сбывается, и дети оказываются у бабушки с дедушкой. Но как только я остаюсь дома одна, то не знаю, чем заняться. Ощущение дико некомфортное. Никогда не анализировала, почему я так устроена. Просто гнетет ощущение, что впустую потраченное время — это ужасно. Непродуктивно и глупо.

Как научилась разгружать себя

У меня есть парочка секретов, которые помогают мне быть более продуктивной. 

  • Во-первых, если я хочу, и есть возможность, то просто ложусь спать и сплю «до упора». Пока какая-то внутренняя батарейка не зарядится.
  • Во-вторых, те дела, которые можно переложить на чужие плечи, я с себя скидываю. Например, обычно готовит у меня муж, а полы моют дети. Получается, что из списка дел исчезают те, которые приносят мне какие-то моральные или психические страдания, и остаются те, которые нравятся. 

Если чувствую, что тренироваться сегодня-завтра и в ближайший месяц я не хочу, то не заставляю себя идти в зал. Вместо этого каждый день я сажу младшую дочь в коляску и в течение часа наворачиваю с ней круги по парку, смотрю по сторонам, пью кофе. В общем, моя главная цель, чтобы обязаловка и бытовая круговерть были в кайф.

Ко всему этому я пришла относительно недавно. Год назад было иначе, тогда от большого количества нагрузки тело и организм буквально давали сбой — обязательно с ног сбивал то грипп, то иная простуда, или начинал нервно дергаться глаз. Это дико бесило! Когда пришла к новому принципу, все само прошло.

Наследство

Моя мама в этом плане такая же как я. Она полдня ведет уроки в школе, вторую половину дня занимается репетиторством, ездит по городу часов до 8 вечера. Потом приходит домой и что-то по дому делает, или школьные бумаги разбирает.

Мама все время говорит, что ей все надоело, и она от всего устала. Но при этом с работы уйти не может (или не хочет), хотя до пенсии по выслуге лет и по возрасту она уже доработала давно. Она просто не умеет по-другому жить.

В общем, мама у меня тот еще «киборг», она ведь и на даче еще успевает работать. Единственная ее отдушина — это вечером лечь перед теликом и посмотреть какой-нибудь сериал.