Desktop [1320] Ipad [990] Tablet [660] Mobile [100%]

Развенчиваем 6 главных мифов об образовании

1 «В наше время образование не нужно» Миф. Билл Гейтс, Стив Джобс, Марк Цукерберг, Коко Шанель — что объединяет этих людей? Успех и отсутствие законченного высшего образования на момент достижения этого самого успеха. Да взять хоть Васю из соседнего подъезда — написал в 8-м классе игру для смартфонов; ее скачали сотни тысяч любителей коротать время за брожением в многоуровневом лабиринте — теперь Вася в шоколаде, содержит родителей-инженеров (с высшим, заметьте, […]

Развенчиваем 6 главных мифов об образовании

1 «В наше время образование не нужно»

Миф. Билл Гейтс, Стив Джобс, Марк Цукерберг, Коко Шанель — что объединяет этих людей? Успех и отсутствие законченного высшего образования на момент достижения этого самого успеха. Да взять хоть Васю из соседнего подъезда — написал в 8-м классе игру для смартфонов; ее скачали сотни тысяч любителей коротать время за брожением в многоуровневом лабиринте — теперь Вася в шоколаде, содержит родителей-инженеров (с высшим, заметьте, образованием). Так зачем учиться?

Правда. О подобных примерах известно потому, что выдающиеся недоучки преуспели. Но сколько в мире людей, которые из-за отсутствия образования с трудом сводят концы с концами! Прав Дерек Бок, бывший президентом Гарвардского университета: «Если Вы думаете, что образование дорого, попробуйте невежество». Много ли вы знаете президентов международных корпораций (или даже просто главных бухгалтеров и старших специалистов) без свидетельств о высшем образовании? Диплом — это лицензия на поиски работы, как говорят американцы. Впрочем, важен не только и не столько диплом, сколько способность думать стратегически и быстро находить нужную информацию, — полезные навыки, которые развиваются и оттачиваются во время учебы.

2 «Отличники не добиваются успеха в жизни»

Миф. Двойки и конфликты с учителями не помешали Эйнштейну открыть теорию относительности, зато пятерки в дипломе не помогают приятельнице Свете найти работу в условиях экономического кризиса. Зря его получала?

Правда. Сами по себе оценки, конечно, не превратят школьного отличника в преуспевающего бизнесмена, но усилия, потраченные за школьной и университетской скамьей на усвоение знаний, могут окупиться. Большинство отличников — целеустремленные, трудолюбивые и любознательные люди, и наследие Джорджа Данцига, Блеза Паскаля, Вольфганга Гете, Александра Сергеевича Грибоедова и многих других успешных исторических личностей — тому доказательство.

3 «Образование должно быть престижным, или оно бесполезно»

Миф. Валя учится в главном (и единственном) университете города N, но куда ей до Кати, которая получает образование в Оксфорде?!

Правда. Престижные заведения славятся недаром — преподаватели там именитые, выпускники известные, материально-техническая база на высоте, и требования при поступлении так высоки, что каждый второй студент если не гений, то его заместитель. Мы и не утверждаем, что престижное образование — это плохо. Но точно утверждаем, что необязательно: красивый диплом с вензелями будет весомым аргументом при приеме на первую (!) работу в серьезную фирму, но спустя 10 лет, 3−4 места работы и несколько этапов карьерной лестницы станет лишь документом, висящим в рамке на стене.

4 «Зачем учиться, если можно сказать: «Окей, Гугл»?

Миф. В интернете есть все и даже больше: если не поможет классический поиск, можно зайти в Википедию, или спросить на Quora, или заглянуть на YouTube — все объяснят, все покажут, на все дадут ответы.

Правда. Искусственный разум встречается пока только в фильмах, да и в тех к человечеству не очень дружелюбен (действительно, зачем мы ему, если он умнее и каши не просит?). А всемогущий интернет далеко не так всемогущ, как кажется: если вам нужен ответ на вопрос, то сеть способна найти его, но сам вопрос за вас не сформулирует, задачу не поставит, последовательность шагов по ее решению не придумает. Кстати, недостоверных, неточных и неправильных ответов в интернете хватает, а в повседневных жизненных испытаниях цена ошибки может быть очень большой.

5 «Опыт важнее знаний»

Миф. Студент Николай забыл, как выглядит вход в alma mater — трудится в поте лица, зарабатывая деньги, связи и опыт. Диплом — полезная бумажка, но формальная, ведь работодателям нужны не абстрактные знания, а выстраданные «в полях». Невозможно научиться продавать по книжкам и управлять — на семинарах по менеджменту.

Правда. Если опыт — тактичное название наших ошибок, то образование — шанс эти ошибки не совершить. Конечно, опыт работы успешному выполнению профессиональных обязанностей весьма способствует, вот только зачем тогда курсы повышения квалификации, тренинги-семинары, дополнительное и второе высшее образование? Кроме того, современное образование стремится учитывать ценность опыта, и все чаще на занятиях учащиеся разбирают реальные проекты и кейсы.

6 «Образование уже не то, что прежде»

Миф. Дед второклассника Назара возмущен — до чего простые нынче в школах задачки по математике! Как же выпускники инженерами станут и работать на заводах будут? А папа Назара второй час сражается с заданиями по русскому языку «со звездочками» и подозревает, что если бы «в его время» такие в школах давали, то он бы закончил школу со справкой.

Правда. Образование действительно уже не то — как не то время, не те требования прогресса и рынка труда. Но принципы остаются неизменными — научить нас находить и осмысливать ту информацию, которая потребуется для жизни.

Текст: Арина Полякова

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен