История Первая. Алена + Надя

Алене двадцать шесть, и на первый взгляд она обычная девушка. Но Алена часто слышит от друзей и знакомых: «Ты — герой! Я бы так не смогла…» Что же она такого сделала? Просто стала старшей сестрой.

О волонтерской программе «Старшие Братья Старшие Сестры» Алена узнала из Интернета. Решение стать для кого-то наставником обдумывала несколько месяцев, когда решилась, прошла специальную подготовку. На одном из праздников ее познакомили с будущей подопечной Надей. Общение было недолгим — на лето Надя уехала, а когда вернулась, начались проблемы. «Она просто игнорировала меня. Я приходила, садилась, заводила разговор, а Надя отвечала односложно, не отрывая взгляд от монитора, — вспоминает Алена. — Иногда возникало желание все бросить: если Наде это не нужно, то мне зачем?»

Программа рассчитана на год, и, когда он истек, Алена спросила Надю: хочет ли та ее продолжать? Если да, то ей придется менять стиль общения. Если нет, Алена готова приезжать к ней — но только иногда, без регулярных встреч. Надя выбрала продолжение. Более того, вскоре ее настрой совершенно изменился — она начала доверять Алене, часто звонила, спрашивала у нее совета.

«Сейчас мы дружим как настоящие сестры — старшая и младшая. Можем и подурачиться, но я всегда ощущаю ответственность за Надю. Эти отношения научили меня терпению, я готова отдавать и не ждать благодарности. Понимаю, что результат не будет быстрым — хорошо, если плоды того, что сделал волонтер, появятся через несколько лет. Но я и сейчас горжусь младшей сестрой. Она взрослеет прямо на глазах! Надя поставила перед собой цель — стать первоклассным IT-специалистом, и я ее поддерживаю. Что касается наших отношений — они теперь навсегда, а как иначе?»

Узнать больше. «Старшие Братья Старшие Сестры» — волонтерская программа для тех, кто хочет стать наставником для ребенка, который попал в трудную ситуацию. Подробнее о программе читай на сайте www.nastavniki.org

История вторая. Таня + Сережа

Татьяна шутит что стала волонтером из эгоистических соображений: умер любимый муж, дети выросли, а ей хотелось о ком-то заботиться. Так у нее появился Сережа.

Женщина и подростокПока она ходила на специальные курсы, ей было интересно, но и тревожно: получится ли? Был выбор: взять в «младшие родственники» ребенка из обычного детского дома или из коррекционного. Татьяна, педагог и мать двоих детей, не испугалась трудностей: выбрала второй вариант.

Когда они познакомились, Сережа, даром что высокий тринадцатилетний подросток, показался ей худеньким, бледным. Вел себя очень доброжелательно, но в общении был совсем ребенок, почти дошколенок. Связь наладилась быстро: Татьяна почувствовала в Сереже родственную душу и увидела отклик. Но изначально понимала, что это — большая удача, не все дети из детских домов способны на ответную привязанность, и в этом нет их вины.

Сначала общались на Сережиной территории: играли в шахматы, нарды, узнавали друг друга. Потом стали гулять, кататься на велосипедах, играть в волейбол, бадминтон, разговаривать. Как-то Сережа приехал к Татьяне в гости. Ее дети поначалу отнеслись к нему настороженно. А потом по­дружились с мальчиком: за время очередных каникул он стал для них как брат. «Сережа изменил меня: у меня появилось больше душевной теплоты, энергии. Он помог мне лучше понять моих собственных детей,» — считает Татьяна.

Были непростые ситуации: в какой-то момент Сергей стал просить Татьяну забрать его к себе. Но она нашла правильные слова: мальчик понял и не замкнулся.

Однажды Татьяна предложила администрации детского дома: «Я педагог, возьмите меня к себе работать!» Теперь Татьяна и Сережа видятся очень часто.

Мальчик дарит своей наставнице самодельные подарки: оригами, витражи. Называет ее то мамой, то Таней. Сама Татьяна уверена, что эти отношения — на всю жизнь.

Комментарий психолога программы Русланы Яценко:

Волонтерство — важное и нужное дело. Но оно требует особой подготовки, иначе все может закончиться разочарованием самого волонтера и очередной травмой подопечного.

Иногда бывает, люди вступают в волонтерские программы в момент жизненных кризисов, чтобы почувствовать свою значимость, получить любовь. Но в такие кризисные моменты их собственные ресурсы истощены. Истощены и ресурсы ребенка — он пока готов лишь брать, но никак не давать. Важно помнить: для добрых дел нужен запас сил и энергии. И готовность отдавать все это просто так. Стереотип о «бедняжке, который сразу меня полюбит», очень вреден. У травмированного, брошенного ребенка внутри черная дыра, которую сложно заполнять. Подопечные часто проверяют наставников на прочность. Прежде чем довериться, им надо точно узнать, что человек не бросит. Каждая выходка — это вопрос: «И после такого ты тоже будешь со мной?» Наставник не должен обещать того, в чем не уверен. Для брошенных однажды детей это обман и предательство. Но если отношения сложатся, обе стороны почерпнут очень много ценного. У младшего появится старший, которому он небезразличен, и это даст огромную мотивацию к дальнейшему развитию. Взрослый откроет в себе новые качества, получит полезный опыт общения.

Фото: Пресс-служба «Старшие Братья Старшие Сестры»
Текст — Анна Моргунова
Рекомендуем