Фото предоставлены пресс-службой театра

В 2025 году журналу «Лиза» исполнилось 30 лет! В цикле публикаций под общим названием «В главной роли — женщина» о своей работе, взглядах на жизнь и семейных ценностях рассказывают 30 уникальных женщин. Праздничную серию продолжает интервью с Терезой Дуровой, художественным руководителем и главным режиссером «Театра Терезы Дуровой».

Тереза Ганнибаловна, вы — наследница легендарной династии Дуровых, имя которой для многих стало символом цирка. И изначально вы тоже работали в цирке. Почему решили сделать шаг в другое направление и создать свой театр? 

Тереза Дурова (далее — Т.Д.): Я не из тех, кто плывет по течению, не замечая, куда несет время. Напротив — стараюсь чувствовать ветер перемен. Все вокруг меняется: жизнь, публика, интересы, приоритеты. И если упрямо стоять на месте, можно просто остаться в прошлом.

Когда я ушла из цирка и начала создавать свой театр, подсознательно стремилась к тому, чтобы наши спектакли были интересны всем поколениям, и зрители могли приходить к нам всей семьей. Это было естественным продолжением моего пути — ведь цирк тоже основан на идее семейных посещений представлений. 

Сначала мы работали в жанре клоунады. Для меня — это не грим и трюки, а способ по-доброму общаться с публикой на языке эмоций. Умение говорить о серьезном с улыбкой, как это делали Чарли Чаплин, Юрий Никулин, Александр Калягин.

30 интервью с уникальными женщинами: создатель и главный режиссер театра Тереза Дурова

Со временем я поняла, что для нашей аудитории этого мало. Не хватало живой музыки, новых смыслов, более глубоких тем. Клоунада прекрасна, но у нее есть границы. А мне хотелось идти дальше, искать язык, который объединит поколения и даст возможность говорить о важном со всеми сразу — и с детьми, и со взрослыми. Так шаг за шагом появился наш музыкально-драматический театр. Театр, в котором можно смеяться, плакать, удивляться — вместе, всей семьей.

Моя мечта проста: чтобы зритель впервые пришел к нам трехлетним малышом, потом вернулся подростком, а спустя годы — уже привел своего ребенка. Чтобы театр стал частью его жизни, местом, где всегда комфортно и интересно.

Как вы удерживаете внимание зрителя, чтобы и детям было интересно, и взрослые не заскучали?

Т.Д.: Это, пожалуй, одна из непростых задач. Наш зал рассчитан на тысячу человек — это одновременно счастье и огромная ответственность. Ведь на каждом спектакле собираются разные люди: кто-то хочет познакомить ребенка с театром, кто-то просто отдохнуть, а кто-то приходит, потому что ему подарили билет. Бывает, что человек изначально настроен критически — кресло неудобное, очередь в буфете длинная, настроение не то. Но даже такого зрителя нужно увлечь, включить в общее дыхание зала.

В театре не бывает мелочей — сюжет, свет, музыка, костюмы, игра актеров — все должно звучать в унисон. Мы стремимся к тому, чтобы зрителя вела не только история, но и красота происходящего. Чтобы ему хотелось не просто смотреть, а проживать спектакль вместе с нами.

Как привить ребенку любовь к театру, чтобы он сам хотел туда идти, а не по настоянию родителей? 

30 интервью с уникальными женщинами: создатель и главный режиссер театра Тереза Дурова Тереза Дурова с сыном — драматургом Артемом Абрамовым

Т.Д.: Все начинается с семьи. Если дома не звучит музыка, если родители не говорят о красоте, если у них самих нет привычки радоваться искусству — ребенок не сможет этого почувствовать. Если мама говорит: «Пойдем в театр, там интересно!», а папа в это время отмахивается: «Я на такую ерунду не хожу», — то чуда не произойдет. Любовь к театру — это особая семейная традиция.

Иногда все происходит случайно — кто-то начинает ходит в театр, потому что «так сегодня модно». И это прекрасно! Главное — сделать первый шаг. Когда-то ведь было престижно читать журналы «Юность» или «Новый мир». Почему бы сейчас не сделать модным поход в театр?

Бывает, взрослые признаются: «Я боюсь идти в театр. Не знаю, как себя вести». Я всегда отвечаю: бояться нечего. Театр — не экзамен и не испытание. Это живое пространство, где можно быть собой. Здесь нет попкорна и телефонов, зато есть дыхание зала, особая энергия. Театр — это место, где человек учится слышать не только актеров, но и самого себя.

А если после спектакля дома начинается обсуждение, значит, театр выполнил свое предназначение — заставил задуматься, вызвал душевный отклик, подарил зрителю подлинные эмоции, да и просто запомнился! 

Ваши спектакли — это еще и путешествия по миру: Россия, Япония, Мексика… Что вдохновляет вас на выбор страны, темы, культуры?

Т.Д.: У каждого народа — своя философия, своя логика чувств, своя интонация жизни. Этнические спектакли — не просто красочные истории. Это возможность посмотреть на привычные вещи под другим углом. Ведь если заглянуть в пословицы и поговорки разных народов, становится ясно: смысл везде один и тот же, меняются только слова. Все они — о добре, верности, милосердии, храбрости, о том, что делает человека человеком. 

Но и музыка в ваших постановках играет значимую роль?

Т.Д.: Музыка — это вообще язык без границ. Хорошая мелодия одинаково трогает и русского, и итальянца, и японца. Поэтому в нашем театре музыка — не просто украшение спектакля, а его живая ткань, пульс, дыхание. Через нее мы ведем разговор со зрителем — о мире, гармонии, красоте жизни. И этот разговор понятен каждому, независимо от возраста, языка или страны. 

Какие черты характера помогают вам идти вперед, несмотря на трудности? 

30 интервью с уникальными женщинами: создатель и главный режиссер театра Тереза Дурова

Т.Д.: Наверное, чувство юмора и самоиронии. Это у нас семейное — мы никогда не делали трагедию из мелочей. Я вообще не люблю слово «проблема». Проблема — это то, что уже произошло, а значит, живет в прошлом, куда вернуться невозможно. А вот задача — это то, что можно осознать, сформулировать и решить. 

Когда не хватает времени на репетиции, художники не успевают с декорациями, а билеты уже проданы, я говорю себе и коллегам: «Это задача. И она бодрит!» И действительно бодрит. Потому что как только перестаешь паниковать и начинаешь искать решение, сложность превращается в игру, появляются энергия, интерес, азарт. Стоит изменить взгляд — и препятствие тут же становится возможностью.

Как вы относитесь к славе? Это ответственность, мотивация или испытание?

Т.Д.: Честно? Я не знаю, что это такое. Никогда к славе не стремилась и, наверное, поэтому не придаю ей значения. В нашей семье об этом вообще не думали — мы просто работали. Всегда много, всерьез, с полной отдачей. Для нас главное — труд, результат и зритель. Все остальное вторично. Слава — это не цель, а, скорее, побочный свет от того, что ты делаешь с любовью. Она может появиться, а может и нет. Но если есть дело, которому ты служишь, это уже и есть самое важное признание.

Можете поделиться секретом, как начинаете день и сохраняете хорошее настроение?

Т.Д.: Все просто. Я встаю рано — не по будильнику, а когда организм сам готов. Чтобы включить голову, нужно сначала разбудить тело. Поэтому день начинаю с зарядки. Еще один мой секрет: стараюсь все делать последовательно, сосредотачиваясь на одном деле. Если убираю дом, значит, занимаюсь только уборкой: не разговариваю по телефону, не слушаю музыку. Если сажусь за руль — просто веду машину. Если репетиция — целиком погружаюсь в нее. Когда живешь в ритме одного действия, время словно замедляется, и ты успеваешь гораздо больше. 

Что занимает ваше время, кроме работы и семьи? Что приносит радость, вдохновение, ощущение жизни?

30 интервью с уникальными женщинами: создатель и главный режиссер театра Тереза Дурова Сцена из спектакля «Кто Есенин»

Т.Д.: Мне, наверное, повезло: моя профессия и есть вдохновение. Все, что я люблю — музыка, живопись, литература, философия — сливается в одно целое. Я не делю жизнь на «работу» и «отдых»: все переплетено, все живет в одном ритме.

Очень люблю читать. Сейчас, например, открыла для себя философа Мартина Бубера — его тексты словно очищают сознание, возвращают внутреннюю свободу. Всегда под рукой держу работы Артура Шопенгауэра, к которому часто возвращаюсь.

А еще мне близко все, что заставляет думать и чувствовать глубже. Люблю смотреть кино, слушать музыку, рассматривать картины. Иногда вдохновение приходит из самых обычных вещей: запах кофе, слово в разговоре, солнечный отблеск на стене, дождь за окном или даже лужа с радужной пленкой от капли бензина.

Вдохновение — это не внезапное озарение, а способность замечать. Видеть в повседневном нечто большее, чем просто момент. Замереть, почувствовать, удивиться — и вдруг понять, что именно отсюда рождается новая идея.

Новый сезон обещает быть насыщенным. Поделитесь, чем удивят зрителей премьеры спектаклей «Кто Есенин» и «Малахитовая шкатулка».

30 интервью с уникальными женщинами: создатель и главный режиссер театра Тереза Дурова Сцена из спектакля «Малахитовая шкатулка»

Т.Д.: «Малахитовая шкатулка» — постановка по мотивам знаменитых уральских сказов Павла Бажова. В ней удивительным образом переплетаются реальность и волшебство, судьба человека и дыхание земли. Здесь есть мистика, любовь, испытания, щемящая связь человека с природой. Сценография, костюмы, музыка — все в спектакле словно сияет изнутри, как самоцветы из той самой шкатулки. 

А вот «Кто Есенин» — совсем другой мир. Это спектакль-размышление, попытка понять, кто он — человек, поэт, эпоха. Мы переносим зрителя из 1920-х, где в редакции газеты шумно обсуждают творчество поэта, — в современный музыкальный клуб, где звучат его строки, но уже в другом времени и контексте. Прошло сто лет, а чувства все те же. Есенин остается живым, настоящим, таким, каким был — противоречивым, нежным, дерзким.

Для меня эти два спектакля — как вдох и выдох. Они противоположны по настроению, но оба говорят об одном: о человеке, его душе, о смысле жизни.

На «Малахитовую шкатулку» стоит приходить всей семьей — почувствовать красоту, поговорить потом с ребенком о природе и о нашем месте в ней. А «Кто Есенин» — спектакль для взрослых. Его стоит смотреть вдумчиво, спокойно, даже если вы не поклонник поэзии. Потому что это история не только о Сергее Есенине — это история о нас, нашей памяти, культуре, времени, которое живет в каждом.

Рекомендуем