Декабрь — не самое приятное время для прогулок. Особенно нынешний. Световой день – пять часов. На улице слякоть. А на носу выходные. Демоны сознания спорят в голове. «Хватит сидеть. Едем хоть куда!» сражается с «ОК. Только из зоны комфорта в такую погоду — ни ногой!». С такими вводными любая поездка становится путешествием. Но в конце концов, где наша не пропадала? А не пропадала она… да хоть бы и в Рязани. Город в тренде. Спасибо фильму «Легенда о Коловрате», который и вдохновил нас на эту поездку.

Комфорт берем с собой

Ехать значит ехать, но пусть тогда зона комфорта будет передвижной. Полноприводный Kia Sportage отлично подойдет для путешествий по снежной русской глубинке. «Теплые опции» – вещь! Подогрев есть и у лобового, и у руля, у передних и даже задних сидений.

По карте от столицы до Рязани — 180 километров. По навигатору — 3,5 часа. Тот, что на телефоне, вел крюком по платной дороге. Штатная навигация с картами ТОМ-ТОМ в головном устройстве Sportage проложила по уму, то есть по М5.

Через сотню километров – спасибо снегу с дождем! – машина стала выглядеть, как танк, который грязи не боится, но беспокойства это не доставило. На Kia Sportage в стандарте ABS, ESC и электронные помощники. У нас комплектация Prestige, а в ней еще есть и ксеноновые фары с омывателем, датчики света и дождя. Но в других участниках движения уверенности нет – ехали мы неспешно часа 4. Порадоваться ручному режиму 6-ступенчатой АКП, который удобен при обгонах на трассе, удалось только на обратном пути.

В салоне приятно — в меру строгий интерьер не отвлекает, лампочки не слепят. Архитектура головного устройства понятна без прочтения томов инструкции. Все кнопки на своих местах, в буквальном смысле — это же отдельное тактильное удовольствие нажимать на настоящую кнопку! Впрочем, мультимедийная система управляется с тачскрина — что совершенно логично.

Путешествие на машине с семьей: едем в РязаньВидно за десять верст

Чтобы осмотреть все достопримечательности Рязани двух дней не хватит. Но главную не пропустишь: ее так хорошо видно за километры, что до середины XX века этим официально пользовались для навигации по Оке! Речь о Рязанском Кремле. Высота Успенского собора – 72 метра, а Соборной колокольни – 83! Это примерно 25 этажей современного здания. А строили-то давненько…  Местные повторяют: «Рязань постарше Москвы будет!» Официальная история города отсчитывается от 1095 года. Но укрепленные сооружения на месте Рязани были и за триста лет до того. Сейчас укрепления тоже есть, но к Кремлю можно подъехать — по Затинной улице, а потом по безымянной просеке со стороны реки Трубеж. Позволяют и дорожные знаки, и полный привод. Но местные не будут вам рады, у них тут гаражи и что-то вроде дач. Летом отсюда отправляются катера. Зимой — просто очень красиво.

Богатырская натура

Город не оставляет гнетущего ощущения глубинки. И дороги как будто лучше становятся с каждым годом. Но по-прежнему рязанские районы очень нравятся всем фотографам за фактурную обшарпанность. Хочешь фон в цвете с клоками слезшей штукатурки, хочешь стены из мореного непонятным количеством времени дерева — есть все! Правда, погода в этот раз совсем не фотографическая. Небо, как говорится, «в молоко». А с небом тут многое связано. Рязань считается столицей ВДВ благодаря знаменитому училищу. Здесь находится и крупная военная авиабаза. Для туристов есть музей дальней авиации. Говорят, там очень интересно, но открыт этот музей только в будни с 8.00 до 17.00, а посещение разрешено исключительно группами. Зато на входе в свободном доступе красавец ТУ-16!

Летом же поклонники авиации могут увидеть в Рязани и авиашоу, на которое в том числе в разные годы приезжала и знаменитая пилотажная группа «Русские витязи». Еще одна нить связывает город с историческими героями! Да, богатыри Древней Руси заслуживают того, чтобы их помнили, чтобы о них снимали популярные фильмы – как «Легенда о Коловрате». Только представьте, как зимой, в мороз, Евпатий Коловрат вел свою дружину по следам монголов из разрушенной Рязани к Москве. Даже сейчас, в XXI веке, на современном полноприводном Kia Sportage, в тепле и полнейшем комфорте, дорога из Рязани в Москву не была слишком уж легкой.

Кто такой Евпатий Коловрат?

В Рязани и области целых три памятника Евпатию Коловрату. Скульптурный Коловрат более бородат, чем сыгравший его в вышедшем в конце ноябре фильме «Легенда о Коловрате» актер Иван Малаков. Но ошибки нет — никто ведь толком не знает, как выглядел национальный герой. И киноманам искать в Рязани место натурной съемки фильма «Легенда о Коловрате» бесполезно. Его здесь нет. Картину снимали на зеленом фоне – хромакее – в Москве, а пейзаж потом дорисовывали. Дело не в том, что режиссер Джаник Файзиев не хотел искать натуру. Она, как и возможные изображения самого воеводы Коловрата, погибшего на рубеже 1237-1238 годов, не сохранилась. Собственно, то, почему в древней Рязани нет построек времен Коловрата, и объясняет легенда.

Евпатий Коловрат, воевода Рязани, был в Чернигове, когда до него дошла весть о разорении родного города татаро-монголами и гибели князя Юрия Игоревича. Витязь отправился спасать Рязань, но нашел пепелище — город был полностью уничтожен, а почти все жители истреблены. Коловрат собрал тысячную дружину и отправился вслед за монголами, которые к тому времени успели дойти до «Суздальской земли», то есть находились на современной территории между Коломной и Москвой. В самом конце декабря 1237 года состоялась ожесточенная битва, в которой многочисленные войска Батыя серьезно пострадали, но все-таки победили рязанцев. Коловрат погиб, но в знак уважения к герою Батый отпустил остатки его войска и отдал дружине тело воеводы, чтобы рязанцы похоронили его с почестями. О подвиге воеводы Коловрата рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Достоверность исторического текста подтверждают многочисленные археологические изыскания. А фильм «Легенда о Коловрате» — удивительный пример яркой современной экранизации древнерусской повести. Именно поэтому о нем столько и говорят, сравнивая в том числе с голливудской лентой «300 спартанцев».

Путешествие на машине с семьей: едем в Рязань

Рекомендуем