Шестилетний Максим ни минуты не сидит на месте. Он готов начать любое дело, соглашается на любую игру, но мгновенно бросает ее, чтобы начать другую. Вот он вываливает на пол конструктор. Не закончив даже фундамента будущего дома, спохватывается и бежит на кухню, по дороге скользя по разбросанным деталям. Хватая со стола кружку, опрокидывает на пол стеклянную вазочку с конфетами. Сконфузившись, неловко выхватывает из рук мамы веник, чтобы убрать за собой. Но после ее окрика: «Да иди уже, чтоб глаза мои тебя не видели!» бежит в комнату к младшему брату. Выслушав нелестный для него монолог бабушки, честно пытается поиграть с братишкой. Но игра вскоре прекращается в бессмысленную беготню — и вновь окрики, шлепки, отчитывания… Родители говорят, что нет ни одной вещи в доме, которую бы Максим не поломал или не побил. Они уже в пятый раз перепрятывают коробку с документами: неровен час, Максим сделает из какого-нибудь свидетельства самолетик и запустит в окно. Так уже было. А для домашней аптечки и вовсе пришлось купить настоящий сейф: «ребенок-катастрофа» дважды объедался разноцветными таблетками, и его увозили на скорой промывать желудок. Что с ним делать? Ходили к неврологам. Те же только выписывали успокаивающие сборы и говорили: «Ничего не поделаешь, такой уж вам ребенок достался. Терпите. Глядишь, со временем перерастет он свой СДВГ…»

Причины и следствие СДВГ

Единого мнения, почему и как возникает синдром дефицита внимания и гиперактивности, или, как еще говорят, гиперкинетический синдром, до сих пор нет.

Кто-то предполагает, что в его основе лежат микроорганические поражения головного мозга — те, в свою очередь, могут быть вызваны или внутриутробным кислородным голоданием, или родовой травмой.

Кто-то связывает СДВГ с нарушениями в выработке гормона дофамина, который, кроме прочего, отвечает за силу нашей мотивации и умение концентрироваться.

Существуют и совсем уж экзотические теории. Например, психотерапевт Том Хартманн предположил, что симптомы СДВГ мы унаследовали от первобытных людей. У доисторического охотника периоды гиперконцентрации внимания при выслеживании добычи чередовались с периодами бездействия. Переход от охоты к земледелию принес с собой иной тип внимания: теперь нужно было планировать на долгий срок. Но в генах у некоторых из нас остались черты «охотничьего» образа жизни.

Как бы то ни было, родителям гиперактивных детей не позавидуешь. К безумно утомительным дням в раннем детстве вполне могут добавиться бессонные ночи, когда ребенок пойдет в школу. Ведь там-то от детей требуют усидчивости и дисциплины! А избыток энергии и неумение сосредоточиться считается чуть ли не смертным грехом, наказывается плохими оценками и презрением всего педагогического коллектива. Именно таких детей постоянно одергивают и ругают. Именно про них говорят: «Хулиган!» или «Как плохо воспитан!» и вменяют родителям: «А ведь мог бы нормально учиться, если бы слушал, что ему говорят». Любопытно, что чаще и правда говорят именно «хулиган», а не «хулиганка»: у мальчиков СДВГ встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Есть и хорошие новости

В большинстве случаев ребенок перерастает синдром, и к 13-14 годам гипердинамичные дети практически ничем не отличаются от сверстников. Нет, конечно, просмотру фильма или сидению за книгой они и здесь предпочтут какие-нибудь активные игры или поход на дискотеку. Но в школе эти подростки уже способны слушать и слышать, их успеваемость выравнивается.

Однако если ребенку еще в детском саду успели объяснить, что он «самый бестолковый» и что с его невнимательностью и непослушанием «из него никогда не выйдет ничего путного», а уставшие, измотанные родители не нашли в себе сил защитить своего малыша, именно к подростковому возрасту проявления СДВГ могут сыграть с ним злую шутку. «Самый плохой», «самый трудный» — он идет к плохим и трудным, становится членом подростковой группировки, — пишет психолог Екатерина Мурашова в своей книге «Ваш непонятный ребенок». — Здесь его бесстрашие, импульсивность, презрение к увещеваниям и наказаниям впервые оказываются очень уместны, вызывают уважение сверстников. Отвергнутый «нормальным» миром, именно здесь он находит сочувствие и понимание. И тогда, учитывая интеллектуальную и эмоциональную поверхностность гипердинамичного ребенка-подростка, его несклонность к размышлениям, анализу и просчету последствий, нужны какие-то экстраординарные меры и события, чтобы заставить его свернуть с выбранного им пути».

Чтобы этого не произошло, мамы и папы должны спохватиться гораздо раньше.

Что делать с СДВГ?

1 Первый и главный совет, который Екатерина Мурашова дает родителям гиперактивного ребенка, — не пытайтесь сдерживать свои чувства. Если вы в ярости, скажите или даже крикните об этом. А если ребенку удалось вас порадовать, порадуйтесь от души, не ограничивайтесь холодным «Всегда бы так…»

2 Оценивайте поступки, а не личность ребенка. Ему и так достается больше всех замечаний, окриков и нравоучений. Воспитатель в саду видит в нем несносного хулигана, а учитель в школе — шалуна, который не может сосредоточиться сам и отвлекает других. Вы же должны видеть личность. Иными словами, вы можете ему сказать: «Я терпеть не могу, когда ты разбрасываешь свои носки. У меня просто руки опускаются, когда я это вижу». Но нельзя по тому же поводу говорить: «Ты неряха. И ничего хорошего можешь от меня не ждать».

3 Сделайте так, чтобы ребенок больше двигался. Установите дома «шведскую стенку», чтобы ребенок в любую минуту мог повисеть на канате или покачаться на кольцах. Пусть до упаду бегает во дворе или катается с горки. А как только позволит возраст, обязательно отведите его в спортивную секцию.

4 Станьте его органом планирования и оценки последствий поступков. Он не может предвидеть, что будет, не умеет спланировать, чтобы все получилось, и вы должны ему в этом помочь. «Это может быть опасно, поскольку…», «Если ты сейчас поступишь так, то в следующий раз…», «Возможно, Миша обиделся на тебя, потому что ты…»

5 Никогда публично не присоединяйтесь к окружающим в оценке вашего ребенка. Ведь вы, родители, его единственный оплот и защита. Пусть ваш сын (или дочь) знает: есть кто-то, кто видит в нем (ней) не только отвратительного хулигана (хулиганку).

6 Почаще говорите ему о чувствах, которые испытываете сами и другие люди, проясняйте нравственную и этическую глубину ситуаций. К сожалению, ребенок с СДВГ поверхностен не только в своих увлечениях, но и в своей эмоциональности, и для него очень важно в дальнейшем иметь некий алгоритм для анализа ситуаций.

7 Как можно раньше и как можно чаще приучайте его к усидчивости и внимательности. Например, с помощью такой игры:

Что хотите — то берите,

«Да» и «нет» не говорите,

Черного и белого не называйте,

О красном не вспоминайте!

Ведущий спрашивает, остальные отвечают. Нельзя говорить: «да», «нет», «красное», «белое», «черное». Задача водящего — запутать играющих быстрыми вопросами и заставить сказать одно из запретных слов.

8 Обратитесь к психологу. Именно он, а не невропатолог, поставивший диагноз, сможет рассказать, с какими трудностями придется столкнуться родителям. Скажет, что делать, а чего делать не стоит. Например, совет «взять себя в руки», «сосредоточиться», считают психологи, не может принести ничего, кроме вреда. А попытки уговорить гиперактивного ребенка «сидеть спокойно» и «не вертеться» — это бесполезная трата времени.

9 Скорректируйте его питание. Многочисленными исследованиями было установлено, что большинство (около 70%) детей с СДВГ испытывают дефицит магния. Причем, осенью и зимой этот дефицит только усиливается. Чтобы его восполнить, включите в меню ребенка как можно больше зеленых овощей и фруктов, круп, злаков. А также продуктов, содержащих витамин В6 (он способствует усвоению магния из пищи) — его много в бананах, печеном с кожурой картофеле, буром рисе, гречке. Исключите из рациона поваренную соль или замените ее на небольшое количество морской соли. Откажитесь от энергетических напитков, рафинированных продуктов и полуфабрикатов — колбас, сосисок и т.д. В них, содержатся глутамат и аспартат — пищевые добавки, которые возбуждают нервную систему, нарушают усвоение магния из пищи и усиливают его потери.

Как отличить обычного шалуна от ребенка с СДВГ?

Как отличить резвого шалуна от ребенка с настоящим синдромом дефицита внимания, которому нужна помощь специалиста? 18 признаков, по которым СДВГ диагностируют врачи. Родители тоже могут проверить своего ребенка по этой анкете. Если набирается 6 и более признаков невнимательности и/или 6 и более признаков гиперактивности и импульсивности, имеет смысл проконсультироваться у психолога и невролога.

9 признаков невнимательности

1. Ребенок невнимателен к деталям, из-за этого допускает ошибки в заданиях.

2. Легко отвлекается, с трудом удерживает внимание.

3. Часто кажется, что он не слушает обращенную к нему речь.

4. Не может довести дело до конца (но не из протеста и не из-за того, что не понял задание).

5. Ему трудно спланировать самостоятельную работу

6. Старается избежать выполнения заданий, требующих продолжительного усилия.

7. Часто теряет вещи.

8. Легко отвлекается на внешние раздражители.

9. Забывчив.

6 признаков гиперактивности

1. Беспокоен, постоянно крутится, дрыгает руками и ногами, все время что-то теребит.

2. Не может усидеть на месте, когда это требуется (например, вскакивает на занятиях)

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, носится, прыгает, пытается куда-то залезть, когда это не разрешается.

4. Не умеет тихо, спокойно играть или заниматься своими делами.

5. Всегда «заведен», ведет себя так, как будто у него внутри мотор.

6. Чрезмерно разговорчив, болтлив, поток речи невозможно остановить.

3 признака импульсивности

1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь и даже не дослушав их до конца.

2. Ему трудно ждать своей очереди.

3. Постоянно прерывает и вмешивается — не дает другим разговаривать и играть.

Лечение музыкой

Американские исследователи из города Сан-Диего показали, что детям, у которых есть трудности с концентрацией внимания, помогает музыка. Ребятам предложили войти в состав гамелана. Это традиционный индонезийский оркестр, в составе которого исполнители играют на ксилофонах, металлофонах, гонгах и барабанах. Здесь нет сложной техники, которую пришлось бы долго осваивать, важно лишь чувство ритма и умение слышать группу.

Дети занимались в гамелане год. И чем больше ребята учились попадать в общий ритм и синхронизироваться с остальными участниками ансамбля, чем меньше били невпопад, тем лучше становились результаты их тестов на интеллект, мышление и сообразительность. Исследователи предполагают, что в будущем такие музыкальные занятия помогут лечить СДВГ.

Текст: Евгения Данилова
Рекомендуем