Взорвал Никулина, заставлял пить Вицина: 10 малоизвестных фактов о съемках фильмов Гайдая

25.01.2023

Рассказываем о неочевидных фактах со съемок любимых с детства кинокартин.

Источник: кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Советский и российский кинорежиссер Леонид Гайдай подарил нам самые теплые и веселые комедии. Его юмор и находчивость в создании кино пытаются повторить из года в год. Некоторые современные киноделы даже намеренно подчеркивают, что вдохновлялись гайдаевскими творениями, но в итоге за такое сравнение получают тонны критики. Все потому что в России настолько трепетно относятся к фильмам Леонида Иовича, что любое подражание пропускают через сравнение с оригиналами. И последние всегда выигрывают.  

В итоге ненатужный, трогательный и местами наивный юмор Гайдая стал негласным стандартом комедии, до которой, как до Луны. Почему так? Односложного ответа точно нет. 

Но совершенно точно, что основной костяк успеха Гайдая составляют его:

  • смелый взгляд на рабочий процесс,
  • желание сделать лучше, чем было,
  • умение собрать вокруг себя таких же горящих своим делом, бесстрашных людей.

Гайдай не ориентировался на кого-то, он не перерабатывал созданное, а искал свое. Все полюбившиеся смешные зарисовки из комедий режиссера — результат его личных мучений, рисков и сомнений. 

30 января 2023 года режиссеру Леониду Гайдаю исполнилось бы 100 лет. К этой дате мы решили собрать интересные факты со съемок легендарных комедий. За кадром происходило много опасных и трагичных ситуаций — все ради того, чтобы зритель повеселился и на пару часов погрузился в безобидный сюр.

1. Накладные ресницы

Источник: кадр из фильма «Пес Барбос и необычный кросс»

Юрий Никулин появился в команде Гайдая (и остался в ней на долгие годы) по рекомендации другого завсегдатая — Георгия Вицина. Вместе с Евгением Моргуновым легендарная троица впервые снялась в фильме «Пес Барбос и необычный кросс», где часто лица главных героев показывали крупным планом. Во время съемок Гайдаю чего-то не хватало в персонаже Никулина — Балбеса. Каждый раз режиссер останавливал процесс и пытался понять, что не так. В итоге Гайдай понял, что взгляд Балбеса не передает той хитрости, которая прописана в его характере. Решить ситуацию помогли накладные ресницы. Как только их наклеили Никулину, вопросы к персонажу отпали — теперь взгляд Балбеса был смешным и глуповатым настолько, насколько и планировал Гайдай.

2. Взрыв, который чуть не погубил Никулина

Источник: Gifs.ru

Накладные ресницы — это не единственный эксперимент с Никулиным, которые провел Гайдай. Экранному Балбесу предстояло пережить более опасный трюк, который мог бы стать последним в его карьере. В своей второй короткометражке «Самогонщики» Гайдай придумал сцену, где Балбес скатывается с горы, превращается в большой снежный ком, которые рассыпается только при столкновении с деревом. 

Чтобы реализовать задуманное, Никулина усаживали в реальный огромный снежный ком, основой которого был шар из папье-маше. Для большей достоверности делали еще второй шар — пустой, без актера. Его скатывали с горы до момента с деревом, после съемку останавливали и ставили около дерева ком с Никулиным. Так как сам по себе шар не мог развалиться, решили прибегнуть к небольшому количеству взрывчатки — ее прикрепляли к самому шару. 

Все бы ничего, но в первом дубле пиротехники переборщили. Взрывчатка рванула так, что съемочная группа решила уже, что Никулин погиб внутри шара. Но все обошлось — актер чудом не пострадал и едва не потерял сознание. Никулина сразу же достали из «снежного заточения» и привели в чувства. Второй дубль стал успешным — в итоге получилась одна из самых запоминающихся сцен.

3. Шурик вместо Владлена

Сейчас мы все любим истории про Шурика и не представляем, что героя могли бы звать иначе. Но изначально ни о каком Шурике и речи не было. Гайдай хотел снять фильм «Несерьезные истории» с главным героем Владленом Арьковым. Имя появилось в результате совмещения имени Влад(имира) Лен(ина).

Такое видение комического персонажа не понравилось цензорам — в СССР ни один фильм не выходил без утверждения специальных комитетов. В общем, цензоры заявили, что в комедии не должно быть никакого намека на вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Так Владлен и стал Шуриком. 

4. Собачьи уловки

Источник: Gifs.ru

В своих фильмах Гайдая часто снимал не только людей, но и собак. Например, в короткометражках «Самогонщики» и «Пес Барбос и необычный кросс» четвероногие товарищи вообще были ключевыми действующими лицами, то есть мордами. Режиссера не смущало ни то, что такие актеры были весьма непредсказуемы — могли убежать в лес, утаскивали реквизит и в прямом смысле огрызались на других членов съемочной команды. Гайдай старался обыгрывать их характер, а иногда и сам помогал собакам выглядеть в кадре выигрышно. 

Так было, например, на съемках фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» — во время эпизода, где увлеченные чтением Шурик и Лида проходили мимо собаки породы боксер. Чтобы сделать пса более устрашающим, Гайдай буквально подлез под него и подвигал передними лапами собаки. Такой простой и в то же время гениальный прием помог создать впечатление, что пес тяжело вздыхает, пожимая плечами.

5. Выстраданная «Кавказская пленница»

«Кавказская пленница» — самая цитируемая комедия Гайдая после «Операции „Ы“». Но в свое время Гайдай отказывался начинать ее съемки. Режиссер объяснял это тем, что съемки предыдущих историй о Шурике очень его вымотали, и он просто не знает, как еще можно раскрыть этого персонажа. То же самое он думал и о персонажах Вицина, Никулина и Моргунова. Однако людям настолько понравились приключения этих героев, что Гайдая буквально заставили снять «Кавказскую пленницу». Свою работу он сделал на миллион процентов.

6. Шутки на ходу

Источник: Gifs.ru

Атмосфера на съемках была дружелюбной и располагающей. Гайдай всегда положительно относился к предложениям актеров и без всякой ревности добавлял их в сценарий. Именно поэтому в его комедиях полно фраз и действий, которых изначально не было в сюжете, но именно они стали культовыми.

Например, эпизод, где герой Никулина поражает своей длинной рукой, когда чешет пятку, — полностью инициатива самого актера. Момент, где герою Моргунова (Бывалому) делают укол огромным шприцем, тоже задумка Никулина. Для правдоподобности иглу действительно вкалывали, но не в ягодицу Моргунова, а в подушку. Чтобы шприц раскачивался туда-сюда, Никулин двигал его, спрятавшись за ложем. 

Также полностью сымпровизированными были известные фразы персонажа Вицина (Труса): «Чей туфля? А, мое. Спасибо» и реплика товарища Саахова: «Шляпу сними». Еще одной находкой Никулина стала сцена в фильме «Операции „Ы“» — там, где Балбеса ранят в грудь, но он не погибает, потому что удар пришелся по бутылке красного вина, спрятанной в нагрудном кармане.

Еще одной придуманной на ходу стала фраза Леонида Куравлева в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Точнее, ее концовка. Изначально герой Жорж Милославский говорил просто: «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе». Куравлев же добавил: «Если, конечно, они у вас есть». Такая находка очень понравилась Гайдаю, поэтому ее оставили.

7. Жертва Вицина

Источник: кадр из фильма «Кавказская пленница»

Но не всегда все проходило гладко. Нередко актерам приходилось жертвовать своими принципами, чтобы вписаться в образ. Например, Георгий Вицин в реальной жизни вообще не пил, однако его персонаж Трус не гнушался алкоголем. Но до последнего Вицин настаивал на своем и в сцене с фразой «Жить, как говорится, хорошо!» вместе с другими актерами он пил, но не пиво, а разбавленный сироп шиповника. Однако Гайдай все же не смог смириться с этой фальшью. По словам режиссера, зритель сразу поймет, что это неправда. После непродолжительного спора Вицин сдался. В финальном дубле он действительно пил пиво. 

8. Под надзором КГБ

Съемки фильма «Бриллиантовая рука» проходили под пристальным надзором сотрудника КГБ, так как власти переживали, что комедия может нанести удар по имиджу советского гражданина. Буквально о каждом решении Гайдая докладывали в Госкино. В итоге фильм претерпел 44 правки. Но для этих случаев у режиссера была своя уловка. Гайдай намеренно вставлял в сюжет очевидно неприемлемые моменты, чтобы отвлечь на них внимание. Поэтому когда их убирали, его ключевая линия никак не страдала, ведь Гайдай изначально так все и планировал.

Самой яркой такой уловкой стал фрагмент с ядерным взрывом на море. Он перетянул на себя внимание комиссии Госкино с эпизода, где героиня Светланы Светличной раздевается в кадре. Более того, чтобы форсировать ситуацию, Гайдай заявил, что удалит из фильма любой фрагмент, только не взрыв. Такая принципиальность раззадорила цензоров, и они стали сильнее настаивать на своем — заявили, что им в финальной версии не нравится только этот взрыв, остальное можно оставлять, как есть. Вот так Гайдай всех и обхитрил — иначе 45, 46 и последующие правки были бы неизбежны.

9. Режиссерские уловки во время съемок

Источник: кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Гайдай также хитрил и во время съемок. Например, в сцене из комедии «Иван Васильевич меняет профессию», Жорж Милославский показывал шведскому послу шариковую ручку с изображением голой женщины. Причем режиссер попросил Куравлева не демонстрировать своему коллеге по кадру этот реквизит до начала съемок. Поэтому актер, игравший посла, показывал неподдельное удивление. При монтаже крупный план с этим моментом вырезали, потому что Советский кинематограф такое не допускал. 

Еще слегка нечестный прием Гайдай применил на съемках «Бриллиантовой руки» — в сцене, где Андрей Миронов дает пинок мальчик, «ходившему» по воде. Его, кстати, играл сын Никулина. В общем, юный актер всегда падал в воду на пару секунд раньше, чем надо. Поэтому Гайдай решил попробовать зайти обманным путем. Он сказал пареньку, что следующий дубль будет без пинка, а Андрея Миронова попросил бить как обычно. В итоге актер довольно сильно дал по попе школьнику, и тот без всякой наигранности, а главное — вовремя — упал в воду.

10. Кардинальные перемены (к лучшему)

Источник: кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Больше всего Гайдай был привязан к Никулину. Поэтому и роль царя в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» писал специально под него. Однако актер, ознакомившись со сценарием, решил, что фильм не пройдет цензуру, и не захотел тратить время на эти съемки. Режиссер не скрывал, что такое решение его обидело, но от своей идеи не отказался. В итоге на смену Никулину взяли Юрия Яковлева. После Гайдай говорил, что никогда еще  кардинальные перемены в актерском составе не были такими успешными. 

«Какое счастье, что Юрка отказался! Потому что, при всем уважении к нему, так, как играет Юрий Васильевич, он бы все-таки не сыграл», — отмечал в свое время Гайдай. 

И мы полностью с этим согласны. Сейчас даже в голове не укладывается, что герои фильмов режиссера могли бы выглядеть иначе. Видимо, случайности, действительно, неслучайны.