«Нежность» и еще 6 старых забытых фильмов Госфильмофонда СССР, которые стоит посмотреть

08.06.2023

Страны под названием СССР нет уже более 30 лет, однако ностальгия по тем временам все еще живет. Мы поем советские песни, с удовольствием пересматриваем старое кино. Какие забытые советские фильмы стоит посмотреть? Ориентируйся на наш список.

Фото: freepick.com

«Нежность» (1967 г. )
«Дневник директора школы» (1975 г. )
«Завтра была война» (1987 г. )
«Ключ без права передачи» (1976 г. )
«Старшая сестра» (1966 г. )
«Пацаны» (1983 г. )
«Выйти замуж за капитана» (1986 г. )

Умное, доброе, целомудренное кино с прекрасной актерской игрой и тонкой режиссерской работой — лучшие образцы советского кинематографа именно качеством привлекают современного зрителя. Мы с удовольствием смотрим мелодрамы, детективы, комедии — старые забытые фильмы Госфильмофонда СССР, которые сегодня воспринимаются как своего рода путешествие во времени. Но, как правило, мы пересматриваем одни и те же всеми любимые картины — «Бриллиантовая рука», «Семнадцать мгновений весны» и т. п. Тогда как немало хороших, глубоких картин остаются в забвении. Мы собрали лучшие из них, наш рейтинг – «семерка» незаслуженно забытых советский фильмов.

1. «Нежность» (1967 г.)

Кадр из фильма «Нежность»

Удивительно тонкая картина о юности и первой любви. Состоит из трех новелл о молодых людях, связанных дружескими, родственными и любовными отношениями. Фильм создан юным в ту пору узбекским режиссером, выпускником ВГИКа Эльером Ишмухамедовым. Это была его дипломная работа и изначально планировалась как короткометражка. На одну из главных ролей — Тимура — режиссер пригласил своего однокурсника Родиона Нахапетова. Картину снимали в Ташкенте, в живописном антураже старого города.

Но в процесс съемок вмешалась природа — 26 апреля 1966 года разразилось страшное землетрясение. Почти весь старый город был разрушен. В том числе были уничтожены все декорации к картине. В результате пришлось изменить не только сценарий, видеоряд и изначальный замысел, но и продолжительность фильма — он стал полнометражным. Не случись этого, возможно, «Нежность» не выделилась бы из общего ряда. Но из-за необходимости для творческой группы импровизировать и принимать нестандартные решения получился лирический шедевр в стиле итальянского неореализма. Студенческая работа «Нежность» стала кинособытием периода, который в нашей истории принято называть «оттепелью».

2. «Дневник директора школы» (1975 г.)

Кадр из фильма «Дневник директора школы»

Черно-белая картина режиссера Бориса Фрумина представляет собой хронику повседневной жизни директора советской школы. Она могла бы стать проходной, незаметной, если бы не интересный сценарий и блистательный ансамбль звезд советского кино. Главный дуэт — Олег Борисов и Ия Савина — в сопровождении Аллы Покровской, Людмилы Гурченко, Елены Соловей, Юрия Висбора. Съемки проходили в двух ленинградских школах. По сюжету директор учебного заведения, фронтовик, в исполнении Олега Борисова в вопросах воспитания противостоит авторитарному завучу, эту роль сыграла Ия Савина. Они оба преданы своему делу, но герой Олега Борисов, мудрый и интеллигентный человек, пытается разобраться в проблемах своих учеников, не давя на них при этом авторитетом. Свой принцип он сформулировал так: «Я хочу научить их уважать чужое мнение и защищать собственное». Сегодня это не кажется чем-то особенным, но во время застоя, когда личность, индивидуальность было принято подавлять, прозвучало поистине революционно.

3. «Завтра была война» (1987 г.)

Кадр из фильма «Завтра была война»

Одна из лучших картин о войне, вернее о том поколении, которому пришлось вынести на своих плечах всю ее тяжесть. Это дипломная работа выпускника ВГИКа Юрия Кары, снятая по одноименной повести Бориса Васильева. Главная героиня — девятиклассница Искра Полякова, комсомолка, активистка, которая живет вдвоем с матерью, фанатичной большевичкой. В жизнь обыкновенных школьников, с их влюбленностями, радостями и детскими горестями врывается взрослая страшная действительность. Запрещенные стихи Есенина, аресты невиновных людей, собрания в школе с осуждением детей «врагов народа», самоубийство одноклассницы — герои картины вынуждены делать выбор между настоящим добром и злом, противостоять даже своим родителям. И когда им кажется, что самое страшное уже позади, ушло вместе с високосным 1940-м годом, наступает 1941-й, который виделся им счастливым…

В фильме сыграли Сергей Никоненко, Нина Русланова, Вера Алентова, Наталья Негода. В последних кадрах картины мы узнаем, что Искра Полякова героически погибла во время войны – была связной в анифашистском подполье, схвачена немцами и повешена вместе с матерью.

4. «Ключ без права передачи» (1976 г.)

Кадр из фильма «Ключ без права передачи»

И снова фильм о школе — проблема формирования взглядов молодого поколения очень волновала кинематографистов советского времени. Режиссер Динара Асанова привлекла к участию в картине настоящих классиков. Достаточно сказать, что песню «Давайте восклицать» к этой киноленте специально написал Булат Акуджава — и до сих пор она является одной из любимейших бардовских композиций в России. Главную роль — молодой прогрессивной учительницы — очень убедительно исполнила Елена Проклова. В других ролях — Екатерина Васильева, Алексей Петренко, Лидия Федосеева-Шукшина, Зиновий Гердт, Елена Цыплакова, Марина Левтова. По сюжету старшеклассники доверились учительнице, вручив ей «ключ» от сердца класса — без права передачи кому-либо другому. Но такое доверие приводит к сложной ситуации, в которой всем участникам событий придется пересмотреть свои жизненные принципы. Кассета с записью дерзких и откровенных высказываний школьников попадает в руки директора школы... Картина получила много престижных премий, в том числе на международных кинофестивалях.

5. «Старшая сестра» (1966 г.)

Кадр из фильма «Старшая сестра»

Фильм режиссера Георгия Натансона был снят в тот период, когда на советских экранах царила молодая и прекрасная Татьяна Доронина. Картина «Старшая сестра» стала первой из трех мелодрам, сделавших ее настоящей суперзвездой. Затем последовали «Три тополя на Плющихе» и «Еще раз про любовь». Две сестры-сироты воспитываются дядей. Старшая — красавица и умница, обладающая яркой индивидуальностью, в исполнении Дорониной — всю себя посвятила младшей, взбалмошной пустышке, которая мечтает стать актрисой. Старшая отказывается от своей мечты о сцене и устраивается работать в порт, чтобы сестра поступила в вуз. В результате она все же приходит в театр — но только тогда, когда время уже упущено.

Картина слегка депрессивная, в ней много любви, но немало и разочарования, разбитых надежд. Несмотря на это двери для счастья героинь в конце остаются открытыми. «Старшая сестра» стала сенсацией во время декады советского кино в Италии. Доронину сравнивали с Софии Лорен и Мэрилин Монро. Киноленту назвали лучшей советской картиной в стиле неореализма.

6. «Пацаны» (1983 г.)

Кадр из фильма «Пацаны»

После этого фильма Динары Асановой актер Валерий Приемыхов, сыгравший главную роль, перешел в разряд знаменитостей. В образе начальника летнего спортивного лагеря для трудных подростков он был очень убедителен. Картина начинается с документальных кадров, где 15-летние мальчишки отвечают на сложные вопросы: «Что такое добро? », «Мог бы ты ударить человека» и т. п. Их поведение, реакция на проблемы, которые ставят перед ними жизнь и общество, их победы и ошибки — в центре внимания авторов фильма. «Пацаны» шокировали советскую общественность — никогда раньше кинематограф не осмеливался браться за такую щекотливую тему, как тайная жизнь подростков. Добавила ажиотажа и очень красиво снятая сцена с «обнаженкой» — на это решилась 18-летняя актриса Ольга Машная. Фильм принес своим создателям огромный и заслуженный успех у зрителя, о чем свидетельствуют 4 государственные премии и 25 миллионов проданных билетов.

7. «Выйти замуж за капитана» (1986 г.)

Кадр из фильма «Выйти замуж за капитана»

Замечательный актерский дуэт Веры Глаголевой и Виктора Проскурина – главное достоинство картины режиссера Виталия Мельникова, то, ради чего ее стоит смотреть. Серьезный и очень положительный капитан-пограничник, который мечтает о крепкой семье, передает посылку незнакомой женщине-фотографу и волей судьбы оказывается вовлечен в ее повседневные дела. Ездит с ней на съемки, решает ее проблемы и попутно «воспитывает» молодую, легкомысленную и взбалмошную журналистку. В конце, разумеется, капитан признается девушке в любви, но после ссоры возвращается на заставу. Через некоторое время героиня сама приезжает к нему на границу, чтобы помириться и сказать о том, что хочет за него замуж. Казалось бы, не самый оригинальный сюжет. Но великолепно воплощенный принцип «медленного огня», на котором постепенно подогреваются чувства героев, не дает оторваться от экрана.