Когда испанец Сальвадор Дали встретил русскую женщину Елену Дьяконову, ему было 25 лет, ей — 36. Она стала его музой и женой, подругой и помощницей, матерью и нянькой, продюсером и натурщицей. По сути, она стала автором художественного проекта «Гала — Дали». В 30-х годах Дали так и подписывал картины.

В гости к другу

Все началось в 1929-м, когда поэт Поль Элюар и начинающий художник Сальвадор Дали познакомились в Париже. Дали пригласил приятеля к себе в Кадакес — каталонский поселок в Испании. И вот Элюар вместе с женой, с которой они были женаты больше 10 лет, отправляется в гости. По дороге он нахваливает Дали, рассказывает, как талантлив и как застенчив этот парень, как он боится женщин и что он чуть ли не девственник… А еще, что Дали обожает эпатировать нарядами, набриолиненными волосами и закрученными вверх усами. Жена Элюара заинтригована. А Дали, едва увидев ее в окно, понял, что это «Она». Может, та самая русская девочка, которая мелькнула перед его взором, когда он учился в первом классе гимназии, или та женщина с развевающимися черными волосами, чья фигурка крутилась внутри авторучки, которую подарили ему в детстве…

Кто эта женщина?

«В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички.

Гала и Элюар поженились в феврале 1917 года. До самой смерти он не мог поверить, что жена не вернется.
Гала и Элюар поженились в феврале 1917 года. До самой смерти он не мог поверить, что жена не вернется.

В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими» — так писала Анастасия Цветаева, с которой Елена училась в гимназии. Елена родилась в Казани, позже семья переехала в Москву. Девушка была болезненной, и ее отправили в Давос лечиться от туберкулеза. Там в швейцарском санатории Елена и познакомилась с французом Эженом Эмилем Полем Гранделем. Уезжали они влюб­ленными. Елена отныне называла себя Гала («праздник» с французского), а Эжену она тоже придумала новое имя — Поль Элюар. Он писал стихи, и она решила сделать из него Поэта. Ею двигала не только любовь, но и жажда славы. Она приехала к нему в Париж, завела знакомства в мире искусства. Они поженились вопреки воле его родителей, через год родилась дочь. Гала не только вдохновляла мужа на поэтические сборники и занималась его продвижением. Ей, ненасытной, было мало семьи, денег и славы. Любовный треугольник Поль Элюар — Гала — Макс Эрнст (немецкий художник) разрушить удалось только Дали.

Еще более желанная

«Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной» — так спустя годы писал Дали в книге «Тайная жизнь». Но еще в Кадакесе он был немедленно очарован магией этой женщины. Не обращая внимания на Элюара, Гала и Дали отправлялись на прогулки в горы, катались на лошадях, разговаривали, пытались понять, могут ли они жить друг без друга. Оказалось, не могут.
В 1932-м Гала и Дали поселились вместе в Париже, а в 1934-м она развелась с Элюаром. Муж до конца жизни надеялся, что Гала вернется. А Гала из какого-то природного уважения к нему не оформляла брак с Дали до смерти поэта. Обвенчались они в 1952-м.

Будни гения

Дали рисовал свою музу беспрестанно. Она была его Мадонной, его Еленой Прекрасной, его Божественной Галой, его «Женщиной с отбивными на плечах»… С ней его психозы выливались на холст и завоевывали мир. Она открыла для него радости плотской жизни, и она же убедила в его гениальности. Она взяла на себя его продвижение, их быт.

«Атомная Леда», 1949. Дали начал писать эту картину после бомбардировки Хиросимы. Гала-Леда — богиня Спарты совокупляется с Зевсом в образе Лебедя.
«Атомная Леда», 1949. Дали начал писать эту картину после бомбардировки Хиросимы. Гала-Леда — богиня Спарты совокупляется с Зевсом в образе Лебедя.

Она не только вдохновляла, но и заставляла его работать. Разбогатев, они купили бывшее здание рыбного рынка, бывшего театра в Фигейросе — родном городе художника, где проходила выставка картин 14-летнего Дали. Дали и Гала построили здесь по проекту художника Музей-театр Сальвадора Дали. Когда в 1940-м в Париж вошли немецкие войска, пара уехала в США. Американцы любили эксцентричного испанца, а он под руководством деятельной Галы не отказывался ни от каких заказов. Например, придумал прозрачных манекенов, украшая витрины, разрабатывал дизайн рекламных объявлений. Его авторству принадлежит логотип «чупа-чупс». Состояние Сальвадора Дали и Галы в 1970-м оценивалось в 10 млн долларов…

Гала была Музой не только в жизни. Она стала многоликим ангелом и демоном его картин.
Гала была Музой не только в жизни. Она стала многоликим ангелом и демоном его картин.

Агония расставания

В конце 60-х они начали отдаляться друг от друга. Гала старела, пытаясь вернуть молодость — с помощью молодых любовников… Дали отвечает изменой на измены, например с Амандой Лир.

Фото-5
Пуболь — средневековый замок в Каталонии. Гала жила здесь одна, окруженная толпой любовников.

Но для него это плотские игры, душа его принадлежит Гале. По просьбе жены он купил ей в 1969-м замок Пуболь, где Гала устраивает оргии, а мужу разрешает приезжать только по письменному приглашению… В 1982-м Гала сломала шейку бедра: теперь она лежала в барселонской клинике, прикованная к постели, покинутая любовниками, несчастная старуха на грани безумия…

10 июня 1982-го дом в Фигейросе сотрясали рыдания и крики. Дали узнал, что Гала умерла. Долгое время он не мог даже есть (кормили с помощью зонда), расцарапывал лицо, кричал и метался как зверь… В 1984-м он получил ожоги после пожара в доме и больше не мог рисовать. Без жены им овладело безумие. Дали скончался от сердечной недостаточности через 5 лет в доме-музее в Фигейросе. Здесь его и похоронили, забальзамировав, как и он до этого тело жены. А его музей теперь один из самых посещаемых в мире испанских музеев после Прадо.

Никакие любовники или любовницы не могли разлучить Галу и Дали. Они были созданы друг для друга, они до конца жизни любили только друг друга
Они были созданы друг для друга и до конца жизни любили только друг друга

Факты из жизни

✓ Даты жизни. Гала: 26 августа 1894 — 10 июня 1982. Сальвадор Дали: 11 мая 1904 — 23 января 1989.

✓ Ее мечты: «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать… Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не переутруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями».

✓ «Портрет Поля Элюара» Дали подарил поэту, когда увел жену. О портрете он писал так: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».

✓ Как живую. В семейный склеп в Пуболе, где Гала хотела быть похороненной, Дали привез тело жены сам: нарядил в ее алое платье от Chanel, солнцезащитные очки, посадил, как живую, на заднее сиденье. По испанским законам тела нельзя было перевозить без разрешения властей. Рядом с телом жены сидела медсестра, чтобы подтвердить, что Гала умерла в дороге только что.

Фото: Burda Media
Текст: Наталья Горбунова

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен