Однажды на съемках у нее забрали брюки: режиссеру не нравилось, что звезда ведет себя «неженственно». Актриса вышла на площадку в нижнем белье, отказавшись надевать что-либо, пока ей не вернули любимую одежду. Когда кинобоссы спрашивали ее, будет ли она наконец носить юбки, Кэтрин отвечала: «Да. Надену на ваши похороны!». В этом она вся — Кэтрин-бунтарка, Кэтрин-эмоция, Кэтрин — «иду своим путем». Она носила брюки и обходилась без декоративной косметики: ей было так удобно. Она всю жизнь поступала как хотела — ей хватало страсти, эксцентричности, ума, изящества, упрямства. А главное — таланта.

Семейные ценности

Как признавалась сама Кэтрин, ей с детства повезло. И дело было не только в богатстве. Здоровой уверенностью в себе она была обязана именно своим родителям. В семье царили прогрессивные порядки. Отец, знаменитый врач-уролог, учил своих пациентов предохраняться для защиты от болезней, передающихся половым путем. Мать Кэтрин (и еще 4 детей) была лидером феминисток. Она была знаменита среди суфражисток, которые боролись за право голоса для женщин, за контроль за рождаемостью. Родители учили дочь смело выражать свое мнение, постоянно развиваться и смело осваивать мир. «Я рано узнала, как постоять за себя, за то, во что я верю», — рассказывала Кэтрин. В доме часто гостили знаменитые интеллектуалы тех лет…

В 1921 году трагический случай омрачил счастливую жизнь юной Хепбёрн. Погиб ее младший брат, и Кэтрин многие годы так переживала, что даже стала писать дату его рождения вместо своей (08.11.1909).

Детство в Коннектикуте: Кэтрин (справа) со своей младшей сестрой в снегу
Детство в Коннектикуте: Кэтрин (справа) со своей младшей сестрой в снегу

Капризная, упрямая. Диплом бакалавра Кэтрин получила по истории, но все годы учебы пропадала в студенческом театре. Хотя отцу не нравилось, что его дочь мечтает быть актрисой, но после окончания колледжа, 21-летняя Кэтрин начала выступать в театре — сначала в Балтиморе, а потом на Бродвее. В Нью-Йорке она вышла замуж за брокера, но профессию не бросила. А бросила через 4 года мужа.

В начале 30-х годов она упорно ходит на кинопробы. Получив первый же контракт от кинокомпании (1932), она переехала в Голливуд. Ее любила камера. Ее присутствие на экране действовало на публику магнетически. Ее нельзя было назвать красавицей в привычном смысле слова. Но она была неповторима. Однажды ее агент сказал ей, что у нее слишком опущены уголки рта и надо научиться вежливо улыбаться. На что Кэтрин действительно улыбнулась — холодно и упрямо. И нашла себе нового агента.

Ее «крестным отцом» в мире Голливуда стал Дэвид Сэлзник. Он что-то разглядел в ней и отправил на пробы к режиссеру Джорджу Кьюкору. И именно в его фильме «Билль о разводе» состоялся дебют Кэтрин в кино. И уже за свой третий фильм — «Ранняя слава», 1933 — она получила «Оскар».

В те годы Голливуд искал новых звезд. На смену «богине» Грете Гарбо пришла новая звезда — своевольная, притягивающая умом и нонконформизмом, эдакий взрослый сорванец, очаровательня негодница. Ее фильмы, такие как «Маленькие женщины» (1933), «Воспитание крошки» (1938), «Филадельфийская история» (1940) стали гимном эмансипации.

Однако с актрисой то и дело что-то случалось: скандалы, провалы на пробах… Некоторые продюсеры даже называли ее в 30-х «отрава для бокс-офиса». Она терпеть не могла автографы, хлопала дверью и разрывала контракты, прочитав критический отзыв или не согласившись с режиссером. «Если подчиняться всем правилам, то все удовольствие пропадает», — провозглашала Хепбёрн свое кредо. И все же… Она обладала такой харизмой, что стала абсолютной звездой. К 39 годам она была на пике своей славы и карьеры (1946). на фото — 39 лет, 1946 год) Получила первого «Оскара» в 27 лет, а трех других — в 61, 62 и 75 лет. И это — не считая 12 номинаций.

Укрощение любимой

Несмотря на нескладную фигуру и ее рост (1,71 м по тем временам она была слишком высокой), Кэтрин была привлекательной женщиной. Мужчины буквально «падали к ее ногам». Самый знаменитый ее роман — с Говардом Хьюзом, эксцентричным мультимиллионером (Помните фильм «Авиатор» с Ди Каприо?). Он преследовал свою обожаемую Кэтрин даже на самолете. Однажды, в июне 1936 года она играла в гольф в Bel Air Country Club, как вдруг прямо на поле у седьмой лунки приземлился спортивный самолет. Из машины вышел Хьюз и поцеловал ее. И только когда она доиграла до девятой лунки, появились рабочие и, разобрав самолет на части, очистили поле. Руководство именитого гольф-клуба было в ярости, но Кэтрин такую браваду посчитала очаровательной. Она была покорена и согласилась стать любовницей Хьюза…

Но ее главная любовь, любовь всей ее жизни — актер Спенсер Трейси — никогда не принадлежал ей до конца. Они влюбились друг в друга на съемках фильма «Женщина года» (1942). Но когда им еще только предстояло стать партнерами в фильме, Трейси, известный актер, номинант на «Оскара», грубо спросил у руководства: «Как?! Вы хотите, чтобы я снимался с ней?! Да она какая-то бесполая, все время брюках ходит и ногти у нее вечно грязные… Вы уверены, что она может быть «Женщиной года»? Вы уверены, что она вообще женщина?!». Она же его отбрила: «Думаю, вы для меня ростом не вышли, мистер Трейси!». Кто бы мог подумать в тот момент, что так начинается один из самых долгих голливудских романов!

Единственный

…Спенсер Трейси был женат (хоть к тому времени и не жил с женой). Этот бешеный роман длился 27 лет. Это была любовь, в которой Кэтрин становилась только женщиной, забыв о своем эгоизме, феминистских амбициях и своеволии. Причем партнерство в 9 фильмах не мешало их чувствам: они были вместе до последних дней его жизни. Но так и не поженились. Трейси не оформлял развод, а она прикрывалась тем, что ненавидит замужество. Они вынуждены были скрывать свои отношения. Никогда у них не было своего общего дома или квартиры. Даже в путешествиях им приходилось останавливаться в отдельных номерах. Трейси был католик, развод для него был немыслим. Кроме того, у Спенсера был сын-инвалид…. И хотя он умер буквально у нее на руках (1967), она — из уважения к его семье — не пошла на похороны. Даже тут она проявила неженскую силу духа и природное благородство. После Спенсера она была одна, и, верная его памяти, хранила молчание об их отношениях. Только после смерти его жены Луизы (в 1983 году) Кэтрин выпустила документальный фильм «Наследие Спенсера Трейси: дань уважения от Кэтрин Хэпберн»…

Кэтрин Хепберн умерла в 96 лет в 2003 году от рака. Страха смерти у нее не было и незадолго до этого она сказала: «Впереди меня ждет только длинный великолепный сон».

Факты из жизни

* ДАТЫ ЖИЗНИ: 12 мая 1907 — 29 июня 2003

* Она мечтала сыграть Скарлетт О’Хара, и когда не получила роль в «Унесенных ветром», это стало для нее ударом. Тогда драматург Фил Барри написал специально для нее пьесу «Филадельфийская история». Спектакль на Бродвее с ее участием пошел настолько успешно (1939), что пьесу захотели экранизировать в Голливуде. И тут оказалось, что права на нее выкупил Говард Хьюз, который на прощанье подарил их Кэтрин. И актриса сама продала права на экранизацию Голливуду.

* Вошли в классику комедийного кино ее искрометные словесные поединки с Кэри Грантом в фильмах «Африканская королева» и «Воспитание крошки».

* Первый фильм, где она играла со Спенсером Трейси (5.04.1900-10 июня 1967) — «Женщина года» (1942)., последний — «Угадай, кто придет к обеду» (1967). Фильм, где они играют любящих супругов, оказавшихся по разные стороны баррикад в суде ( она — адвокат, он — обвинитель), — «Ребро Адама», 1949.

* Последние годы жизни Спенсера Кэтрин почти отошла от дел, ей хотелось быть рядом с Трейси. Но ее кинокарьера на этом не закончилась. Великие роли она сыграла и в последующие годы — «Лев зимой» (1969, «Оскар»), «На золотом озере» (1982, «Оскар»)

Кэтрин в возрасте 80 лет, все такая же особенная, ни на кого не похожая
Кэтрин в возрасте 80 лет, все такая же особенная, ни на кого не похожая

Цитаты Кэтрин Хэпберн

О жизни:

«Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть». «Либо вы интересны в любом возрасте, либо нет».

«Если жить достаточно долго, вы станете объектом почитания — примерно таким же, как старое здание».

О профессии:

«Награды ничего для меня не значат. Моя награда — моя работа». «Актерство — наименьший из людских талантов и не самый достойный способ зарабатывать на жизнь. В конце концов, Ширли Темпл могла играть уже в четырехлетнем возрасте».

О характере:

«Мятежным, ищущим натурам легче всего дается их работа. И тяжелее… собственно жизнь. Не думаю, чтобы работа кого-то губила… Людей в куда большей степени убивает именно отсутствие работы. Уродуют же человека дурные привычки».

Текст: Наталья Горбунова
Фото: Burda Media
Рекомендуем