Что испытывает замужняя женщина, когда ее вдруг охватывает всепоглощающая страсть к другому мужчине? «В то время я чувствовала себя такой жалкой, что даже никому не сказала, что снова беременна…» Так Козима описывала в дневнике события 1863 года. Тогда у нее родилась вторая дочь — Бландина. В тот же год Козима фон Бюлов стала любовницей Рихарда Вагнера. И хотя женщина понимала, что брак ее рушится, она ничего не могла с собой поделать. Сердце ее было отдано Вагнеру. Но любовь пришла к ней задолго до того, как они соединились.

Внебрачный ребенок

Франческа Гаэтана Козима Лист была одной из двух дочерей композитора Ференца Листа и его любовницы Марии д’Агу (более известной как писательница Даниэль Стерн). Графиня д’Агу оставила мужа ради Листа, который был моложе ее на 6 лет, и родила композитору троих детей. Возможно, от матери Козиме досталась страстность и смелость, а от отца — чувство музыки.

Дирижер Ганс фон Бюлов — муж Козимы, которого она бросила ради Вагнера
Дирижер Ганс фон Бюлов — муж Козимы, которого она бросила ради Вагнера

Лист давал концерты по всей Европе, и Козима родилась в Белладжио, на озере Комо (нынешняя Италия). А воспитывала их с сестрой в Париже мать Листа. Позже девочек отдали в пансион. Но у Листа появилась новая любовница, жена русского генерала Каролина Витгенштейн. И из теплого гнезда бабушки Анны девочек передали в суровые руки бывшей воспитательницы Каролины 70-летней мадам Патерси. К ней-то в 1853 году и приехал Лист навестить дочерей, вместе с друзьями Вагнером и Берлиозом. Рихард читал отрывок из будущей оперы «Гибель богов», а еще он музицировал, и 15-летняя Козима была сражена. Но Вагнеру высокая, неуклюжая девочка-подросток с кривоватым носом ничем не запомнилась, кроме застенчивости. Через 2 года отец отправил дочерей в Берлин к баронессе Франческе фон Бюлов. Ее сын — композитор, пианист и дирижер Ганс давал Козиме уроки музыки. Они поженились в 1857-м, и Козима предложила провести медовый месяц у Вагнера и его жены Минны. Ганс с радостью согласился, ведь он боготворил знаменитого композитора.

Похититель сердец

Вагнер и Минна жили тогда у мецената и торговца — Отто Везендонка. У Рихарда был тайный роман с женой Отто — Матильдой. Вагнер прославился не только музыкой, но и своей, мягко говоря, влюбчивой натурой. Еще подростком он был помешан на женщинах. Он рос с пятью сестрами, и старшая Розалия (актриса) оказала на него большое влияние. Благодаря ей он стал заниматься музыкой. И музыка была для Вагнера воплощением женского начала, но, как он писал в своей программной работе «Опера и драма», только «оплодотворенная
мыслью творца» музыка порождает настоящую, жизненную мелодию. «Сила зачатия должна быть привнесена в оперу». Его любовь к женщинам выражалась в многочисленных романах. Он обладал, несмотря на невысокий рост, мощным природным обаянием, мог буквально приковывать своим взглядом женщин. Козима была покорена этим мужчиной (хоть он старше на 24 года), но прежде всего его музыкой, от которой она испытывала оргазм.

«Ты мое всё»

Здесь Козима смотрит на Рихарда снизу вверх. Но чаще она возвышалась над своим мужем: его рост был всего 1,66 метра
Здесь Козима смотрит на Рихарда снизу вверх. Но чаще она возвышалась над своим мужем: его рост был всего 1,66 метра

Пока они с мужем гостили у Вагнеров в доме Везендонка, Козима втиралась в доверие к любимому и пыталась разобраться в его отношениях с женой и любовницей. Для себя Козима решила, что Рихард должен принадлежать только ей. И в 1863 году она этого добилась, когда чета фон Бюлов поселилась в Берлине, а Вагнер (он уже жил один) оказался там проездом после гастролей в России.

Перед концертом, где должен был дирижировать Ганс, Вагнер с Козимой отправились вдвоем на прогулку в карете. «Мы молча смотрели друг другу в глаза, — вспоминал Вагнер, — и страстная потребность признания овладела нами. Но слова оказались лишними». А дальше началась какая-то фантасмагория.
У Вагнера — долги и проблемы с деньгами, и его покровитель, король Баварии Людвиг II, делает все, чтобы композитору было на что жить и творить. Король отдает ему для постановок театр в Мюнхене, а затем финансирует вагнеровскую «Школу музыки».

Фон Бюлов дирижирует операми Вагнера, преподает в Школе, а его жена становится секретарем Рихарда. И — его единственной любовницей. Третья дочь рождается уже от Вагнера, хотя она еще замужем за фон Бюлов. Они живут на вилле в Трибшене. Вагнер пишет музыку, Козима рожает еще дочь, общественность негодует. Лист порывает отношения с ними. Ганс пишет о Рихарде: «В своих творениях он величественный, в поступках — низок». Козима переходит из католической веры в протестантскую, чтобы оформить развод (жена Вагнера в 1866-м умерла). После рождения сына Зигфрида (1869) они женятся. Козима в дневниках называет день свадьбы переломным моментом в своей жизни, а Вагнер пишет ей: «Ты мое все».
В 1871-м они начинают строить театр в Байройте на Зеленом холме (финансирует Людвиг II). Впереди — 12 лет счастья, творчества и любви.

Факты из жизни

✓ Даты жизни: Рихард Вагнер (22 мая 1813 — 13 февраля 1883). Козима (25 декабря 1837 — 1 апреля 1930)

✓ Девятый ребенок. Рихард родился в Лейпциге в многодетной семье чиновника. Когда ему было 6 лет, его отец скончался от брюшного тифа. Музыкой подросток начал заниматься в местной церкви по совету своего отчима-актера. А с 1831-го он продолжил музыкальное образование
в Лейпцигском университете.

✓ «Кольцо Нибелунга» Эту уникальную оперную тетралогию («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов») Вагнер начал в 1853-м. Премьера состоялась в 1876-м в Байройте: играли 4 вечера подряд.

✓ Сердечный приступ. В 1883-м Вагнер скоропостижно скончался в Венеции. Его тело перевезли на родину и похоронили в семейном склепе.

Большой оперный фестиваль и театр в Байройте

Театр в Байройте на Зеленом холме – архитектурное новаторство Вагнера и архитектора Г. Земпера. Оркестр впервые под сценой, нет балконов, само здание внутри – деревянное.
Театр в Байройте на Зеленом холме — архитектурное новаторство Вагнера и архитектора Г. Земпера. Оркестр впервые под сценой, нет балконов, само здание внутри — деревянное.

С 1876 года (с перерывами) на Зеленом холме проводится один из самых престижных музыкальных фестивалей в мире (25 июля-28 августа). Сюда съезжается вся мировая элита, причем не только люди искусства, но и бизнесмены, политики, руководители государств. Для остальных очередь на билеты занимает от 7 до 13 лет (!). Постановка 4 опер «Кольцо нибелунга» и еще 6 опер Вагнера входит в обязательную программу — Байройтский канон. На протяжении 139 лет театр возглавляют наследники Вагнера: сначала Козима, потом ее сын Зигфрид с женой, позже — их сыновья, а затем дочери одного из них — Вольфганга. Сейчас — младшая дочь — Екатерина Вагнер, правнучка композитора.

Семья, август 1881-го. Вверху: Бландина фон Бюлов, Генрих фон Штайн (домашний учитель Зигфрида), Козима, Рихард и художник Павел Жуковский. Внизу: Изольда Вагнер, Даниэла фон Бюлов, Ева и Зигфрид Вагнер
Семья, август 1881-го. Вверху: Бландина фон Бюлов, Генрих фон Штайн (домашний учитель Зигфрида), Козима, Рихард и художник Павел Жуковский. Внизу: Изольда Вагнер, Даниэла фон Бюлов, Ева и Зигфрид Вагнер
Фото: Burda Media
Текст: Наталья Горбунова

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен