«Где есть юмор — там есть правда», — говорил Эльдар Рязанов. Он никогда не делал просто легкие и веселые картины, он снимал социальные комедии с трагикомическими и мелодраматическими нотками. В своих фильмах он обращал внимание на то, мимо чего многие проходят равнодушно.
1
Даже за пять минут можно сделать очень много
Эльдар Рязанов на заре своей карьеры мечтал снимать драмы, а Иван Пырьев, в то время директор «Мосфильма», уговорил его взяться за музыкальную комедию. Так получилась «Карнавальная ночь» (1956 год). В роли бюрократа Огурцова режиссер видел другого актера, но тут опять вмешался Пырьев и настоял на Игоре Ильинском. Гурченко также Рязанову не нравилась: пробы были крайне неудачными. Но Пырьев, который ну совсем как в фильме считал, что «Бабу-ягу со стороны брать не надо, лучше воспитать в своем коллективе», предложил еще раз посмотреть молоденькую актрису. Рязанов уступил и позже нисколько об этом не жалел. Вот так вопреки всему родился один из самых любимых у нас новогодних фильмов.
2Богемское стекло нельзя трогать, на него можно только молиться!
«Девушка без адреса» (1957) вторая полнометражная работа Рязанова имела почти такой же успех, как «Карнавальная ночь». Хотя сам режиссер считал ее намного слабей. На главную роль он взял уже полюбившуюся ему Людмилу Гурченко, но неожиданно высокое руководство наложило вето на это решение. Рязанову пришлось срочно искать замену, и Светлана Карпинская, для которой эта роль стала дебютной, подошла идеально. Единственное, режиссер настаивал, чтобы актриса похудела и снималась совсем без макияжа.
3Начальство надо знать в лицо!
Для Рязанова фильм «Дайте жалобную книгу» (1965 год) стал переломным в творчестве. От веселой жанровой комедии он постепенно переходит к картинам не только смешным, но и немного печальным. Кроме того, эта работа одна из первых, где режиссер появляется в эпизодической роли — редактора газеты. Со временем это стало фирменным почерком Рязанова. Так, в «Иронии судьбы» именно на его плече спал Женя Лукашин в самолете.
4Жениться нужно на сироте!
Даже после «Карнавальной ночи» и «Гусарской баллады» Рязанов продолжал считаться начинающим режиссером, хоть и подающим надежды. Сценариями его не заваливали, приходилось искать материал для новых картин самому. К счастью, в это время он встретил на «Мосфильме» драматурга Эмиля Брагинского, знакомство с которым переросло в сотрудничество и дружбу длинною в 35 лет. И первой работой творческого тандема стал сценарий к фильму «Берегись автомобиля» (1966).
5Деньги портят человека, но их отсутствие портит его еще больше
В фильме «Зигзаг удачи» (1968) Рязанов очень точно показал советский коллектив как «террариум единомышленников». И если в «Гараже» эта тема была на поверхности, то в «Зигзаге удачи» она завуалирована новогодним антуражем. Говорят, что есть здесь и скрытый намек на скандалы того времени в московском театре «Современник». Режиссер даже дал название «Современник» фотоателье, где работают герои. Интересный факт: «Зигзаг удачи» так понравился Леониду Гайдаю, что в одной из сцен фильма «Бриллиантовая рука» промелькнула афиша с название кинокомедии Рязанова.
6Пенсию нужно давать от 18 до 35 лет, когда и работать то грех — надо заниматься только личной жизнью
Однажды Рязанов попал в больницу. На соседней с ним койке лежал старичок, который пожаловался режиссеру, как его коллеги выпроводили его на пенсию. Фантазия Рязанова заработала на полную. Когда он поправился, вместе с Эмилем Брагинским они написали сценарий фильма «Старики-разбойники» (1971) о предприимчивых, но очень обаятельных стариках-разбойниках и их преступлении века, которое в конце концов зашло в тупик.
7Кто нашел друга, тот нашел клад
Еще в 1970 году Рязанов и Брагинский сочинили сценарную заявку «Спагетти по-русски» об итальянцах-авантюристах, которые приехали в Россию искать клад. Киноруководство юмор не поняло — иностранцы какие-то жуликоватые и неположительные получились. Но соавторы отказались что либо менять. Пришлось ждать несколько лет, прежде чем сошлись все звезды, и сценарий пошел в работу. Правда, тут его завернули уже итальянские партнеры, заявив, что нужно больше зрелищности и трюков. Так в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» (1974) появились: посадка самолета на шоссе, прыжок во время разведения моста и рискованные сцены со львом. Кстати, Андрей Миронов, исполняющий главную роль, очень редко пользовался услугами дублеров и каскадеров, и делал многие трюки сам. Зрители в обеих странах были впечатлены, а итальянцы до сих пор абсолютно уверены, что в Санкт-Петербурге львов больше, чем жителей!
8Надо меньше пить!
Если в «Карнавальной ночи» исполнителей главных ролей Рязанову навязали, то в «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975) он смог отстоять своих кандидатов, в первую очередь польку Барбару Брыльскую. Дальше вмешалась судьба… Руководство требовало срочно список утвержденных актеров, но с кандидатурой на роль Лукашина Рязанов не мог определиться. Андрей Миронов не подходил (ну кто поверит, что он не пользовался успехом у женщин?!), Олег Даль выглядел слишком молодо… Тогда ассистент режиссера предложила временно, чтобы заполнить пробел, вписать своего друга, тогда еще малоизвестного театрального актера Андрея Мягкова. И это было точечное попадание. После «Иронии» Мягков стал любимым актером Рязанова.
9Все мы боремся за место под солнцем! В виде гаража
Однажды Эльдар Рязанов побывал на собрании гаражного кооператива «Мосфильма». Рассчитывал провести там час, но вернулся только спустя сутки. И еще долго не мог оправиться от шока: многие его знакомые в борьбе за гараж опускались до подлостей и оскорблений. А еще режиссер очень переживал, что не вступился за тех, с кем поступили несправедливо. Промолчал! Возможно, поэтому в фильме «Гараж» (1979) он сыграл «молчаливую» эпизодическую роль — проспавшего все собрание начальника отдела насекомых, которому в финале достается несчастливый жребий.
10Не надо, как лучше. Надо, как положено!
«Козьма Прутков сказал однажды: настоящая жизнь в городе начинается тогда, когда в него входят военные». Да, сюжет фильма «О бедном гусаре замолвите слово» (1980) был многообещающим, и тема после «Гусарской баллады» (1962) Рязанову знакома. Кроме того, режиссер впервые писал сценарий с талантливым драматургом Георгием Гориным. Так что начиналось все хорошо, но потом посыпались проблемы, и для Рязанова этот фильм, по его словам, стал самым многострадальным. Цензорам не нравился сюжет, съемки несколько раз откладывали, картину даже закрывали, болел Олег Басилашвили, а Евгений Леонов был недоволен своей ролью. Фильм все-таки показали, но в сокращенном варианте. Полную версию зрители увидели только спустя пять лет.
11Вся наша жизнь — зал ожидания!
По признанию Рязанова, «Вокзал для двоих» (1982) третий его фильм о любви, часть трилогии наряду с «Иронией судьбы» и «Служебным романом». В основе сюжета — реальная история, случившаяся с Микаэлом Таривердиевым. Известный композитор пустил за руль своей машины актрису, с которой у него в то время был роман. И женщина сбила человека. Всю вину за происшествие на себя взял Таривердиев.
? А какие у вас любимые фразы из рязановских фильмов? Делитесь в комментариях.
- 10 главных аксессуаров весны 2024