7 киногероинь, у которых стоит поучиться здоровой самооценке

18.01.2024

Когда мы смотрим сериалы и фильмы, то всегда проникаемся уважением к героиням, которые в чем-то лучше нас. Психолог-консультант Вероника Ахметова назвала женские персонажи, на которых стоит равняться в плане их самооценки.

Кадры из фильмов «Дьявол носит Prada», «Анна Павлова», «Елизавета»

Что такое здоровая самооценка и почему она так важна

Для начала давай поговорим о том, что такое адекватная и здоровая самооценка. Это умение ставить собственные приоритеты, свои желания на первое место. Но не с позиции эгоцентризма, а потому что живешь ты лишь раз.

Что будет, если ты решишь задвинуть свои мечты в дальний угол и делать все только так, как советуют тебе другие люди? Во-первых, ты быстро поймешь, что существуешь в позиции жертвы, делая все ради какого-то мифического одобрения совершенно чужих персон. А во-вторых, лишишь себя радости и удовольствия, к тому же многие прекрасные события просто пройдут мимо.

Человек со здоровой самооценкой всегда сможет сказать «нет!» и не посадить себе на шею требовательных коллег или родственников, он отстаивает свои личные границы и не терпит хамства в свой адрес. Однако и не мнит себя пупом земли и старается ко всем априори относиться уважительно, по возможности и желанию помогая тем, кому действительно нужна помощь.

А еще адекватная самооценка помогает понять: у каждого есть страх провалиться, но только боясь, ничего не добьешься. Главное, прикладывать усилия — и все получится. Шаг за шагом, шаг за шагом ты достигнешь цели, если не откажешься от нее, заранее сложив лапки.

Но у кого же из киногероинь адекватная самооценка? И чему у них стоит поучиться?

1. Джордан O’Нил, «Солдат Джейн» (1997)

Кадр из фильма «Солдат Джейн»

Деми Мур в этой картине играет женщину, которой пришлось доказывать мужчинам-военным, что она ничуть не хуже, а порой и лучше всех тех, кто ее окружает. Джордан O’Нил желает служить Родине наравне с представителями сильного пола, потому она говорит себе, что должна преодолеть все препятствия, в том числе и коварные подковерные политические игрища.

Но эта женщина умеет говорит «нет», а ее долженствование выглядит не как проблема, а как процесс, который только приближает к конечной цели.

Джордан желает, чтобы мужчины воспринимали ее как равную себе, и в итоге добивается этого. Она может побриться налысо (волосы отрастут!), физически вкалывать (а ведь женщины очень выносливы), прикрыть своего коллегу, старшего по званию, который не испытывает к ней симпатии. На такое способны только очень сильные личности, со здоровой самооценкой. Ведь они знают, чего хотят, и реализуют все свои задумки, даже если весь мир против.

2. Королева Елизавета I, «Елизавета» (1998)

Кадр из фильма «Елизавета»

Кейт Бланшетт прекрасно изобразила королеву-девственницу с непростой судьбой, показав, какими были ее ранние годы правления. Самооценка монархини — ее собственные ценности и задача всеми силами сохранить определенный уклад в любимой Англии. Именно потому она не вышла замуж, повенчав себя со своей страной.

Елизавета I уже в молодости демонстрировала, что весьма уважительно относится к мнениям и взглядам прочих людей, но требует такого же уважения и к своим целям. Она не будет реализовывать чужие советы и рекомендации, хотя обязательно учтет их при вынесении собственного решения — она старается служить Родине, чтобы та стала великой.

Да, в этом есть некое самопожертвование, но в данном контексте — это дань сильной державе. К тому же королева сама решает, как распорядиться своей судьбой на троне, что бы ей ни пытались нашептывать на ухо.

3. Балерина Анна Павлова, «Анна Павлова» (1983)

Кадр из фильма «Анна Павлова»

Режиссер Эмиль Лотяну отдал дань уважения великой танцовщице, чье имя до сих пор на устах у многих. Эта женщина прошла огонь, воду и медные трубы, свято храня верность своей единственной ценности — танцу, чей язык понятен без слов всем жителям планеты, вне зависимости от национальности и расы.

В картине показаны сложные отношения Анны Павловой со знаменитым постановщиком, организатором нашумевших «Русских сезонов» в Париже Сергеем Дягилевым. И здесь танцовщица показана сильной личностью, которая вовремя умеет остановиться и сказать «нет», хотя балет — мир, где от отказов рушились карьеры балерин. Тем не менее она никогда не сдавалась и шла к своей цели, не изменяя себе.

У Анны — здоровая самооценка, которая не позволила ей сложить руки, чего-то бояться, вечно жалеть себя, застревая в положении жертвы. Именно потому о Павловой знает весь мир.

4. Жанна д’Арк, Орлеанская дева, «Жанна д’Арк» (1999)

Кадр из фильма «Жанна д’Арк»

В данном случае самооценка Жанны — это понимание своего призвания, своего места и миссии. И именно это прекрасно показала в фильме Милла Йовович, сыграв также внутреннюю борьбу своей героини. Да, юная 17-летняя девушка попала в достаточно нестандартную ситуацию: ей пришлось сражаться за дофина Карла, чтобы его официально короновали.

Ради этой цели она готова встать во главе небольшого отряда и снять осаду с Орлеана, нанеся сокрушительное поражение англичанам. Пожалуй, в образе героини показано несколько фанатичное движение к цели, но это ведь фильм о понимании своего «Я».

Как только человек ясно осознает, кто он, зачем живет, то уже никто не сможет сбить его с намеченного пути. При этом появляется уверенность, как у Жанны, а с таким качеством еще ни одной токсичной персоне не удалось легко расправиться.

5. Андреа [Энди] Сакс, «Дьявол носит Prada» (2006)

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada»

Это поучительная история о целеполагании. Энди Сакс после университета мечтает о работе журналистом, но попадет на должность ассистентки главного редактора модного журнала «Подиум». Миранда Пристли известна тем, что требовательна к себе и окружающим, капризна, вечно распекает своих подчиненных и легко может выкинуть в мусор фотосессию стоимостью 300 тысяч долларов.

Ее боятся, как огня, однако Энди методом проб и ошибок начинает завоевывать доверие своей начальницы. Но в финале главная героиня понимает, что... движется совершенно не туда. Никакая престижная работа не стоит твоих усилий и времени, если тебе она не нравится. Не нужно наступать на горло собственным ценностям и принципам.

Ты всегда можешь отказаться от того, что не приносит тебе удовлетворения. Это и есть здоровая самооценка, когда ты спокойно сворачиваешь в сторону от навязанных извне правил и стандартов, как и поступила в финале Сакс.

6. Саманта Джонс, сериал «Секс в большом городе» (1998-2004)

Кадр из сериала «Секс в большом городе»

Красотка Саманта работает пиарщицей и берет от жизни все, что хочет. Она не поддерживает классические семейные ценности, выбирая совершенно другой путь. Да, ее судьба — пример далеко не для всех женщин.

Но чему стоит поучиться у этой героини? Именно умению выбирать себя. Если Саманта хочет добиться какого-то мужчину, она идет и делает что-то для этого. Если она хочет определенную работу, то будет двигаться в этом направлении. Джонс достаточно прямолинейна и не ходит вокруг и около, маскируя свои желания и цели. Но зато она верна своим подругам и умеет искать компромиссы.

У этой леди есть навык не думать о том, что скажут другие. Ой, а если я наряжусь более откровенно, что скажут окружающие? Ой, а если я подойду к мужчине первая и спрошу номер телефона, он не сочтет меня слишком доступной? Этих страхов у Саманты нет, она не боится осуждения.

А что касается тех, кто высказывает ей какие-либо претензии, то подруга Кэрри легко ставит этих персон на место, однако совершенно не оскорбляя их.

7. Фрида Кало, «Фрида» (2002)

Кадр из фильма «Фрида»

Роль великой, талантливой и жизнелюбивой Фриды Кало сыграла прекрасная Сальма Хайек. Она изобразила художницу невероятной женщиной, запаса сил и энергии которой хватило бы на целую армию.

Вообще жизненный путь этой мексиканки уникален: с самого начала судьба была неласкова к девушке. Она долго болела, страдала от травм, но ее сила духа привела ее к живописи. Именно искусство спасало Фриду в самые печальные моменты, и именно ему она и посвятила свою жизнь. Ее самооценка — это понимание себя и умение выражать свои чувства в рисунке.

Всю жизнь Кало писала себя и о себе, потому многим сложно понимать ее творчество, к которому примешивается и сильный национальный колорит. Но какие бы неприятности ни происходили в жизни художницы, какие бы болезни ее ни настигали, она все равно улыбалась и доставала кисти и краски.

В финале фильма Фриду Кало, с пневмонией и ампутированной ногой, опять прикованную к постели, выносят на руках на ее первую персональную выставку в Мексике. Если бы не здоровая самооценка, пожалуй, мир бы не увидел ни одной работы Фриды.