Самый сложный звук: как научить ребенка выговаривать букву «Р»
Твоему вниманию – несложные комплексы упражнений, подходящие для домашних занятий с малышом, а также обзор причин и возможных способов решения проблемы.
У разных детей абсолютно по-разному складывается история с речью: кто-то схватывает все на лету и уже в год с небольшим может изъяснять свои мысли, кто-то отстает и молчит вплоть до 4–5 лет. Так или иначе, почти все ребятишки сталкиваются с такой проблемой как буква «Р». Сегодня мы решили помочь родителям и рассказать, как научить ребенка выговаривать букву «Р» правильно, а заодно развить общие навыки речи и, возможно, выявить и устранить какие-либо погрешности в произношении.
Разбираемся, есть ли проблема вообще?
Прежде чем приступать к конкретным методикам и упражнениям, стоит для начала понять – а существует ли проблема у твоего ребенка? Внимательно проследи за речью малыша. Вот на какие «звоночки» следует обратить внимание:
- Сложный звук просто-напросто выпадает из речи чада. Он говорит: «та_акан», «ба_абан», «ко_ень».
- Сложная «Р» заменяется более простыми «Л», «Й»: «лакета», «бейеза».
- Нужная буква просто проглатывается в месте окончания.
- В произношении происходит излишняя вибрация или звук произносится гортанью.
При этом важно понимать, что если ребенок полноценно заговорил совсем недавно, то ему, возможно, просто-напросто еще не хватило времени для овладения сложнопроизносимым звуком. Нужно дать ему дойти до этого самостоятельно – чаще всего это происходит в промежутке между четырьмя и шестью годами – или помочь легкими упражнениями.
Разбираемся в причинах проблемы
Специалисты выявляют несколько распространенных причин, из-за которых может быть выявлено нарушение:
- Короткая подъязычная уздечка. За счет этой проблемы язык часто неспособен достаточно дотягиваться вверх.
- Слабые мышцы и плохо развитый речевой аппарат. В данном случае человечек может произносить неправильно не только этот, но и другие буквы. Эта причина требует максимально широкого подхода к тренировкам и значительного упорства.
- Неправильное восприятие услышанной речи. В таком случае малыш часто коверкает услышанные им слова и произносит их совсем иначе, чем они звучат на самом деле.
- Нарушения в дыхательном аппарате также часто приводят к тому, что у чада бывает недостаточный напор воздушной струи при произношении данного и некоторых других сложных звуков.
В некоторых случаях не составляет труда определить проблему самостоятельно, однако мы настоятельно рекомендуем обратиться к логопеду хотя бы один раз. Специалист уже во время первого посещения определит проблему и подскажет, как ее решить, а дальнейшие тренировки можно будет проводить в домашних условиях.
Естественно, если логопед дал рекомендации обратиться к другим врачам, например, если имеются реальные проблемы с дыханием – не стоит ими пренебрегать.
Упражнения по растяжке уздечки
Старайтесь с малышом дотянуться языком до носа. При этом важно широко открыть рот, как бы в улыбке, а мышцы не напрягать, чтобы он оставался максимально широким.
Практически в том же формате проходит тренировка по дотягиванию до подбородка.
- Предложи ребенку почувствовать себя «маляром». Ему необходимо широко улыбнуться и оставить нижнюю челюсть неподвижной. Кончиком языка в это время необходимо двигать по небу от зубов до горла и обратно.
- Попробуйте вместе с чадом поиграть в «лошадку» и звонко цокать, изображая цоканье лошадиных копыт. Постарайтесь сделать это упражнение в быстром темпе на протяжении 30–40 секунд.
- Можете попробовать вместе с ребенком притянуть язык к небу, а нижнюю челюсть то опускать, то поднимать, чтобы образовалось нечто вроде гармошки.
- Быстро касайтесь кончиком верхней губы, издавай звук, похожий на букву «Б».
- Предложи чаду поиграть в котенка и научиться лакать так же, как он. Для этого можно налить в блюдце немного сгущенного молока или варенья.
- Можно попробовать игру «Присоску» – язык прижимается к небу, как бы приклеиваясь к нему и не открывается. Далее необходимо начать открывать и закрывать рот так, чтобы язык удерживался все время неподвижно.
Если проблема короткой уздечки была выявлена специалистом, он наверняка предложит какие-либо средства по ее растяжке – например, легкий домашний массаж. Обязательно следуй всем инструкциям доктора и сочетай его с вышеперечисленными разрабатывающими мышцы речевого аппарата тренировками.
Выполняя эти легкие занятия каждый день хотя бы по 5–10 минут, вы очень скоро заметите улучшения не только в отношении сложнопроизносимого звука, но и в развитии речевого аппарата в целом. Кроме того, их можно использовать в качестве ежедневной разминки перед началом основных речевых упражнений.
Как научить ребенка произносить звук «Р»: занятия для увеличения силы воздушного потока
Бывает, что чаду тяжело выговаривать нужную букву потому, что у него достаточно слабая воздушная струя. Для ее усиления можно испробовать несколько простых тренировочных упражнений, которые также могут быть своеобразной разминкой перед основным комплексом.
1. Предлагается набрать в рот как можно больше воздуха и растянуть щеки. На протяжении нескольких секунд необходимо удерживать «шарики» воздуха внутри, а затем начать их «перекатывать» из одной щечки в другую.
2. Из языка делается «трубочка», носом в легкие набирается воздух, а затем струя воздуха с помощью усилия начинает «выдувать» сквозь эту трубочку.
3. Чтобы научить чадо сильнее дуть, можно использовать любимые многими детьми мыльные пузыри, надувать воздушные шарики, дуть на одуванчик и даже на простой карандаш на столе, делая усилие для того, чтобы он начать катиться.
Буква «Р»: как научить ребенка выговаривать при помощи простых занятий
Ставим технику
После всех тренировочных упражнений, для начала необходимо показать чаду правильную технику, для которой нужно вызвать вибрацию на кончике языка.
Попроси малыша поднять язык кончиком вверх, прижать к альвеолам и сильно на него подуть, имитируя при этом звук, похожий на «З-З-З». Благодаря выходящей струе воздуха, от прижатия языка к альвеолам должна образоваться легкая вибрация.
Предложи чаду притянуть весь язык к небу, растянуть подъязычную связку и вдохнуть при этом носом. Затем пусть он сильно подует на язык, удерживая его притянутым, как при «Т», кончик при этом должен оставаться за верхними зубами. В ходе выполнения должна возникнуть вибрация, напоминающая комбинацию «Т-Р-Р-Р».
При произнесении этого звука можно заметить, что на кончике языка происходит легкое дрожание. Это-то нам и нужно. Предложи чаду попеременно касаться верхней и нижней губа, при этом выпуская струю воздуха. В ходе выполнения возникает дрожание и вибрация, а именно это и необходимо, чтобы малыш узнал правильную технику произнесения.
Более подробно о том, как научить ребенка говорить «Р», смотри в следующем видео:
Учимся проговаривать слоги
Суть заключается в том, чтобы постепенно ускоряясь, проговаривать все возможные слоги с этой буквой: РА – РА – РА; РЕ – РЕ – РЕ; РИ – РИ – РИ; РО – РО – РО; РУ – РУ – РУ; РЫ – РЫ – РЫ и так далее. Затем слоги можно чередовать РА – РО – РУ – РЫ и другие последовательности. Проговаривать их следует быстро и, возможно, даже попробовать научить малыша рычать.
Не забывай попрактиковать также закрытые слоги: АР – ОР – УР – ИР – ЫР. Делать это можно в произвольном порядке. Главное – ориентировать на способности и успех чада.
Дифференцируем слоги
Чтобы малыш хорошо усвоил различия в произношении, попробуйте вместе проговаривать такие сочетания как:
- Рожь – Ложь;
- Рад – Лад;
- Шар – Шаль;
- Жар – Жал и другие.
Повторения слов
Если у малыша уже все хорошо получается со слогами, можно переходить к тренировке с проговариванием целых слов и даже словосочетаний. На каждое занятие находи 20–40 новых слов (которые вы еще не проговаривали), в которых будет встречаться эта буква, и повторяйте их с малышом по 3–4 раза. В качестве разнообразия через какое-то время можно постепенно вводить несложные скороговорки и стишки.
Краткие рекомендации
1. Если ты решила проводить занятия дома сама, помни о том, что в этом вопросе очень важен системный подход. Тренируйтесь с малышом каждый день – пусть даже иногда это будет занимать всего 5–10 минут. Для большей результативности лучше, конечно, увеличить время упражнений до 15–20 минут.
2. Не заставляй малыша, если ты чувствуешь, что он в данный момент совсем не настроен на тренировку. Перед занятием убедись, что он хорошо себя чувствует, выспался, накормлен и не является уставшим, а также имеет хорошее расположение духа и настроен на восприятие информации.
3. Всячески разнообразь занятия, постоянно выбирая новые скороговорки, стишки, наборы слов и другие комбинации. Также не настаивай на каком-то одном упражнении, которое дается явно тяжело. Не доводи дело до истерики и просто предложи вернуться к нему позже.
4. Даже если материал уже, как тебе кажется, вполне усвоен, поставленный звук необходимо закреплять. Старайтесь с ребенком проговаривать все новые и новые скороговорки с использованием этой буквы, обязательно читайте вслух слова, в которых есть сложная буква, учите хотя бы коротенькие стихотворения.
5. Ни в коем случае не кричи и не ругайся, если у малыша долго не получается выговаривать – так ты ничего не добьешься, а он лишь замкнется в себе и будет испытывать чувство вины по этому поводу. И помни – в большей степени успех зависит от тебя и твоего сознательного подхода.