Как стать сотрудником, которого не уволят даже в кризис: 7 секретов от эксперта

17.05.2022

В постоянно меняющемся мире очень важно уметь быстро адаптироваться под новые реалии. Это касается всех сфер нашей жизни, и работа — не исключение. Какими качествами и способностями надо обладать, чтобы быть полезным и ценным для работодателя? Рассказывает коуч и бизнес-тренер Мария Кармин.

Фото автора Pavel Danilyuk: Pexels

1. Гибкость мышления

Этот навык подразумевает способность адаптировать свою жизнь под новые условия. Если люди быстро перестраиваются и не держатся за устоявшиеся порядки, это очень помогает в работе, особенно в тяжелые кризисные времена. Дело в том, что старые нормы и правила могут не подходить к текущей ситуации. То, что раньше работало хорошо, сейчас может уже не давать результата.

Поэтому для руководителя ценно, если ты способна оперативно «переключаться» и находить новые перспективные подходы к решению вопросов. А если твои идеи не находят поддержки — не отчаивайся, а быстро включайся в разработку новых предложений и гипотез вместе с другими сотрудниками.

Подписывайся на наши группы в социальных сетях — там еще больше полезных советов, идей, а еще вдохновляющие картинки и интересные видеоролики.
Яндекс Дзен
Телеграм
ВКонтакте
​​​​​​​
YouTube
​​​​​​​

2. Пластичность сознания

Это качество можно рассматривать как составляющую гибкости мышления, но оно заслуживает отдельного внимания. Человек с пластичным сознанием имеет за спиной большой и полезный опыт, но не опирается на него всецело при решении текущих задач. Он умеет отпускать старое, открыт ко всему новому и хочет экспериментировать.

Пластичность нужна из-за того, что абсолютно одинаковые, на первый взгляд, ситуации, на самом деле никогда не идентичны. Между этими случаями может пройти достаточно много времени, может измениться окружающая среда, люди и условия. Предыдущий опыт уже станет неактуальным, и от него нужно будет «отсоединиться».

Быть пластичным — значит смотреть на возникшую ситуацию как на абсолютно новую, даже если она кажется знакомой и привычной. Такая работа сознания позволяет очень быстро сориентироваться в кризисные моменты.

Если ты привыкла опираться исключительно на прошлый опыт, в стрессовой ситуации тебе будет сложно найти выход из положения. Скорее всего, ты просто растеряешься. А вот того, кто каждый раз ищет новые, оригинальные решения для штатной ситуации, застать врасплох намного труднее.

3. Социальный интеллект

Фото автора Yan Krukov: Pexels

В кризисные моменты очень важно уметь поддерживать нормальный эмоциональный фон. Это касается как личного состояния, так и общего состояния коллектива.

Ты должна четко понимать, что происходит в команде, чувствовать атмосферу и настрой коллег, прогнозировать дальнейшее развитие событий. При этом надо уметь вести себя в соответствии с ситуацией и реагировать на происходящее таким образом, чтобы в итоге коллектив смог прийти к желаемому результату.

4. Оптимизм

Многие считают, что оптимизм — это чрезмерная самонадеянность и беспочвенная уверенность в позитивном исходе. Но в случае с профессиональными навыками речь идет совсем о другом. У британцев есть поговорка: «Если вы не являетесь частью решения, то вы являетесь частью проблемы».

Это значит, что в любой ситуации каждый человек занимает для себя одну из двух позиций: либо он часть решения, либо же — часть проблемы. Быть частью решения значит ни в коем случае не застревать на обсуждении самой проблемы и возникших сложностей.

Вместо этого постарайся сфокусироваться на возможных вариантах выхода из ситуации. То есть мыслительная деятельность должна быть направлена на поиск решения проблемы. Это называется прикладным позитивным мышлением.

5. Проактивная позиция

Фото автора Mikhail Nilov: Pexels

Если ты хочешь быть ценной и полезной для руководителя, важно проявлять инициативу в различных рабочих вопросах. Не стоит занимать пассивную позицию даже в самой непредвиденной и сложной ситуации: нельзя сидеть и ждать, что другие люди дадут все нужные инструкции и примут все важные решения за тебя.

Вместо этого действуй активно, выступай с предложениями, бери на себя ответственность и решение посильных задач в рамках своих компетенций. И не имеет значения, какую должность ты занимаешь: рядовой сотрудник или менеджер высшего звена.

Проявление инициативы очень ценится работодателем независимо от статуса и стажа работника в компании.

6. Высокая самомотивация

Под этим термином понимается внутренняя настройка человека, при которой его не нужно мотивировать извне. Он искренне заинтересован в своем деле и увлечен им, чувствует себя на своем месте, настроен на решение вопросов, развитие бизнеса, получение нового опыта.

Если такой увлеченности нет, то стоит подумать о смене работы. Желательно подобрать такое место, где ты будешь чувствовать себя нужной, а твоя деятельность будет тебя искренне интересовать.

7. Учет духовных ценностей компании

Фото автора RODNAE Productions: Pexels

При принятии решений (особенно в сложных кризисных ситуациях) нельзя забывать о духовных ценностях, принятых в организации. Именно на них стоит опираться в своей работе, чтобы приносить пользу компании.

Духовные ценности позволяют сплотить коллектив и укрепить отношения с партнерами и с клиентами в самые сложные времена. Принимай во внимание эти ценности и постарайся в стрессовые моменты думать не только о собственной или сиюминутной выгоде, но и о долгосрочных интересах компании и потребителей. Тогда как сотрудник ты станешь очень полезна для бизнеса и ценна для работодателя.

Чтобы быть востребованной, необходимо постоянно учиться чему-то новому, приобретать навыки и развивать свои способности. Жизнь не стоит на месте, и необходимо меняться вместе с ней. В кризис особенно важно быть гибкой, уметь подстраиваться под текущие условия, не зацикливаться на прежних правилах и предыдущем опыте.

Надо действовать, проявлять инициативу, придумывать новые решения и искать новые возможности для развития.