Кадр из сериала «Офис»

Перед тем как давать рекомендации, важно уточнить, что испытывать беспокойство в нынешних реалиях — более чем оправдано. Нормальная, или адаптивная, тревога возрастает в условиях неопределенности, угрозы безопасности и в целом помогает нам подстроиться под изменившиеся обстоятельства.

Однако если человек начинает реагировать на события слишком интенсивно, постоянно подогревать свои переживания и поддаваться массовому психозу, то строить с ним здоровую коммуникацию может быть проблематично, потому что он может:

  • отказаться от рабочих обязательств или услуг;
  • отправлять эмоциональные сообщения, выдвигая новые условия;
  • требовать гарантий;
  • выражать возмущение по поводу того, что раньше являлось нормальным;
  • «заражать» чувством нарастающей паники окружающих.

Все это, несомненно, вносит деструктив в рабочую атмосферу. Мы не можем брать ответственность за состояния других людей, но можем минимизировать последствия стихийной тревоги для нас самих и попытаться сохранить продуктивность.

Согласно недавнему исследованию, более 30% опрашиваемых работников компаний обеспокоено повышением уровня стресса, а значит, заинтересовано в том, чтобы тревога не нарастала. Осталось только немного их направить и помочь настроиться на спокойную волну. Итак, что делать, чтобы не дать тревоге захватить всех и усугубить ситуацию?

1 Начни с себя

Как справиться с тревожностью коллег и клиентов: 5 советов эксперта
Фото автора Elina Fairytale: Pexels

Позаботиться о своем эмоциональном состоянии — первое, что необходимо сделать. Если у тебя внутри беспокойство, которое ты тщательно скрываешь, в какой-то момент есть риск попасться на крючок тревожности и сорваться.

Самый верный шаг к спокойствию — разрешить себе прожить весь спектр чувств. Насильственный позитив погубил больше хороших дней, чем уныние. Перечислю простые истины, которые помогают прийти в себя быстро и эффективно:

  • спорт;
  • свежий воздух;
  • общение с друзьями;
  • любимое мороженое (или другое лакомство);
  • возможность подольше поспать.

И только после того, как мы «перезагрузимся», можно вернуться на работу и продолжить ровную рабочую коммуникацию, избегая бесконечного обсуждения новостей.

Если же клиент сам поднимает подобные темы вне профессионального контекста, мягко объясни свою позицию, что плохие новости и так повсюду, и тебе бы хотелось сосредоточиться на рабочих задачах. Не терпи из вежливости то, что тебе неприятно. Лучше сказать прямо и не ждать, пока обстановка накалится.

2 Не отрицай реальность

Когда клиент или сотрудник выражает свое беспокойство, очень важно не обесценивать и не отрицать его позицию. Сейчас каждый способен поддаться панике и дать слабину — отнесись к этому с уважением и пониманием. Как лучше не говорить:

  • «Всем сейчас плохо»
  • «Сколько можно негативить?»
  • «Ой, все в порядке, придумали проблему»

Вместо этого можно сказать:

  • «Конечно, я понимаю. Многие сейчас обеспокоены»
  • «Давайте вместе подумаем, как нам действовать?»
  • «Да, вам сейчас непросто. Чем я могу помочь?»

Не пытайся закопать чувства собеседника или выставить их банальными. Необходимо принять реальность, показать, что мы слушаем человека, придаем важность его чувствам и словам. Только так есть шанс сбавить градус напряжения.

3 Помни, что спокойствие там, где ясность

Рекомендую максимально прояснить ситуацию. Расспроси у клиентов и коллег, чего они опасаются, какие именно у них страхи? О чем они тревожатся больше всего? Что не дает им покоя? Какой исход событий принесет наибольший дискомфорт? Необходимо ли обсудить новые договоренности и условия сотрудничества?

Ответы на эти вопросы помогут тебе и окружающим понять, в каком направлении вам сейчас двигаться, на чем сделать акцент, а что, наоборот, можно пока оставить без внимания.

4 Уделяй особое внимание информированию

Как справиться с тревожностью коллег и клиентов: 5 советов эксперта
Фото автора Torsten Dettlaff: Pexels

После того как вы определили пути рабочих задач, необходимо ответственно подойти к предоставлению информации. Да, ты всегда относишься к этому с особым трепетом, но в ситуациях повышенного стресса клиенту или команде будет спокойнее, если они будут знать все.

Цифры, всевозможные варианты развития событий, даты, этапы работы, порядки согласования и любые дополнительные сведения. Обязательно проговори, что ты будешь информировать обо всех предпринимаемых действиях и согласовывать все, что выходит за рамки первоначального плана.

Такой подход убережет тебе много нервов, особенно в случае с клиентами, которые предпочитают держать руку на пульсе: в период нарастающей тревоги это желание, вполне вероятно, обострится.

Если сложно предоставить информацию оперативно, можно сказать: «На сегодняшний день мы не располагаем информацией, но внимательно следим за ситуацией и вернемся с ответом в ближайшее время».

5 Создай специальную памятку

И еще несколько простых правил, которые ты можешь добавить в памятку «Как успокоиться в нестабильное время». Повесить на кулер или отправить в чат коллегам? Решай сама, но она точно не будет сегодня лишней. Вот какие советы я предлагаю туда внести:

  • Перестать смотреть новости каждые пять минут. Выбрать себе отрезок времени для новостей и соблюдать его. Тщательно выбирать источники информации, которые мы открываем. Проще говоря, соблюдать информационную гигиену.
  • Делать дыхательные упражнения. На рабочем месте, в перерыве на кофе или по дороге домой. Иногда нам всем нужно просто глубоко дышать.
  • Заняться физическими упражнениями.
  • Найти время для йоги или медитации. Все мечтали начать с понедельника, но, кажется, что дальше откладывать уже некуда.
  • Сделать что-то для своего удовольствия. Своего! Может, ты хочешь смотреть смешные видео с котятами и лечь спать в девять вечера? Вперед.

Последнее и самое главное: перенести фокус внимания с внешней реальности, в которой мы чувствуем себя бессильными, на ту, которая в нашей власти. Стоит сфокусироваться на том, что зависит от нас здесь и сейчас, что мы можем сделать, что в наших силах.

Последнее правило я настоятельно рекомендую повторять себе на завтрак, обед и ужин. Чтобы не терять голову от всех происходящих событий, опирайся на то, что именно ты можешь сделать, остальное отпускай. И помни: спокойствие может быть так же заразительно, как и паника. Удачи!

Рекомендуем