Источник: Unsplash (@anniespratt)

В конце 90-х начале 2000-х годов началась «мода» на раннее развитие. В это время к нам в страну хлынуло огромное количество зарубежных методик по обучению детей английскому языку, ментальной арифметике, лего-конструированию, скорочтению и другому. Родители на перегонки стали записывать своих детей на новые курсы, хвастаясь перед друзьями и знакомыми, успехами своего ребенка. Чем раньше ребенка отдавали на всевозможные курсы по раннему развитию, тем круче это считалось.

Но раннее развитие на самом деле не заключается в обучении ребенка счету с пеленок или изучении нескольких иностранных языках с 1,5 лет. Раннее развитие — это сензитивный (благоприятный) и очень важный период для психического развития ребенка от 1 года до 3 лет.

Существуют определенные законы, по которым все живое на Земле появляется и развивается. Человеческий организм не исключение. И если с растениями все более или менее понятно: весной посадили семена, через некоторое время появились ростки, затем окрепший саженец и наконец цветок или плод, то с ребенком не все так просто.

О том, каким же навыкам мамы и папы обучают своих детей в раннем возрасте зря, рассказала Александра Кондрахина, клинический психолог, нейропсихолог, детский и семейный консультант

Занимаясь развитием счетных операций или изучением иностранных языков в этом возрасте, родители как бы «крадут» энергию у ребенка, предназначенную для формирования нужных и важных навыков в данный момент и направляете ее туда, где она не только не нужна, но и бесполезна.

1 С активным чтением можно и повременить

Источник: Unsplash (@jerry_318)

В раннем возрасте ребенку нужна стабильность, родительское внимание и больше всего эмоции. Помимо режима сна и питания, ребенку необходима и физическая активность. В этом возрасте не буквы нужно изучать, учить ребенка 3-5 языкам, а развивать его крупную моторику. Именно крупная моторика является пусковым механизмом развития участков головного мозга, которые отвечают за речь. Манипулируя с предметами, слыша вашу правильную речь ребенок набирает пассивный словарь, которым в дальнейшем будет пользоваться при общении с вами и окружающими людьми.

2 Кружки и секции социализируют хуже игр

В возрасте от 2 до 6 лет ведущей деятельностью ребенка является игровая. Это значит, что с ребенком нужно играть как можно больше и в настольные, и в подвижные, и в ролевые игры. Именно в играх с родителями он проходит первый этап социализации и одновременно приобретает навыки коммуникации, а не в детском саду или на курсах. Всевозможные кружки, секции, творческие студии и т.п. на самом деле относятся к учебной деятельности.
Источник: Unsplash (@elmundoderabbit)

И если родители в этом возрасте не дают возможности ребенку наиграться, удовлетворить свою потребность, то в следующем возрастном периоде он всячески будет ее восполнять. По этой причине родители часто слышат замечания от учителей, что ребенок во время урока играет.

3 Иностранные языки в обязательном порядке

Что же касается иностранных языков. Нужно хорошо понимать, для чего вашему ребенку на данный момент иностранный язык. Если вы не собираетесь в ближайшее время переезжать на постоянное место жительство в другую страну, для чего мучить ребенка изучением другого языка, когда он еще свой не освоил? К тому же, освоив хорошенько одну языковую систему, ребенку легче дается и другая. Важна цель изучения иностранного языка. Так как нет одного английского (американского) языка, так же, как и нет одного русского языка.

4 Не соблюдение актуальности занятий возрасту

Мы привыкли изучать что-то наперед, на будущее. Совсем игнорируя то, что в данный момент действительно необходимо. А действовать нужно, ориентируясь на фактическое развитие событий. Например, так:

  • если ребенок перешел от кормления молоком к приему твердой пищи, значит, пора учить его держать столовые приборы, а не кормить до 5 лет с ложечки;
  • если у него появилась потребность в чтении (захотел записать названия любимых героев или просит вас прочитать какое-то слово), значит, пора изучать буквы и складывать их в слоги;
  • захотел иметь карманные деньги, значит, пора учить считать и ценить чужой труд.

Затормаживая или забегая все время вперед, «развивая» у ребенка те навыки, которые он будет использовать только в будущем, вы крадете его энергию на развитие необходимых навыков «здесь и сейчас». Ребенок будет всегда находиться в дефиците, а значит не сможет гармонично развиваться по всем сферам своей жизни и быть успешным.

5 Ни минуты покоя

Многие родители (а таких выросло не одно поколение) не могут спокойно смотреть на то, что ребенок ничего не делает. Они считают, что успешным можно стать только тогда, когда ты все время чем-то занят. Поэтому стараются каждую свободную минуту заполнить очередным занятием. Но парадокс заключается в том, что мозг маленького человека устроен таким образом, что именно в покое, когда малыш ничем не занят, он может формировать новые нейронные связи, «раскладывать» полученную информацию по полочкам.

9 Не зубрить, а размышлять

В погоне за зубрежкой непонятных иностранных слов, когда слова на родном языке еще не понятны, запоминая названия всевозможных разновидностей бабочек, может оказаться, что ребенок не может вовремя сказать «нет» или «да», посочувствовать, порадоваться со своим сверстником или просто попросить о чем-то. Проще всего запомнить море разных слов и цифр, но сложнее всего научиться думать, размышлять.

10 Мультики и гаджеты

Сегодня, пожалуй, не встретишь семью, в которой нет телевизора, смартфона, или планшета. Дети виртуозно умеют пользоваться всевозможными гаджетами даже раньше, чем научатся говорить и читать инструкцию к ним. Многим эти блага цивилизации пришлись по вкусу, ведь так легко стало усадить ребенка за стол и накормить его кашей. Но так называемые развивающие мультики на самом деле таят в себе угрозу.

Прежде чем принять решение, куда бы отдать ребенка еще, задумайтесь над вопросом: «А ему это сейчас действительно нужно? Сможет он данный навык использовать прямо сейчас или все-таки стоит подождать?».

Читайте также
Вас может заинтересовать