Источник здесь и далее: Pixabay

Когда учить ребенка читать

Прежде чем начать заниматься скорочтением, ребенка стоит научить читать. Очевидно, но факт.

Если раньше большинство родителей задумывалось об обучении детей чтению лишь в год поступления в школу, то сейчас многие мамы и папы хотят привить важнейший навык чуть ли ни с первых лет жизни.

Если ты относишь себя к таким, следует учитывать несколько важных факторов. 

  • Прежде всего, для обучения ребенок должен отлично владеть устной речью. Понаблюдай за словарным запасом и произношением своего малыша, а также за тем, как именно он составляет предложения. От этого зависит успех всего раннего обучения.
  • Также важно, как он воспринимает информацию на слух. В этом отлично помогает дошкольное чтение сказок и других книжек для детей вслух, которое, к счастью, и практикуют большинство родителей.
  • Помимо всего вышеперечисленного, у крохи должны быть базовые понимания в такой категории как направление. Понаблюдай, как хорошо он различает правую и левую стороны, верх и низ.

Как научить читать по слогам

  • Не стоит начинать процесс с заучивания наименований букв. Лучше сразу перейти к звукам. Дело в том, что крохе в возрасте четырех–пяти лет очень тяжело будет уяснить, что, к примеру буква «эс» в словах читается как звук «с» и так далее.
  • После того, как малыш научился понимать и «читать» отдельные звуки, можно переходить к следующему этапу.
  • Далее следует разбирать с чадом отдельные слоги, из которых впоследствии довольно легко получится составлять повторяющиеся слова: «мама», «папа», «дядя». 
  • Затем начни вводить и другие слоги. Старайся строить простые слова по принципу присоединения буквы к целому слогу: «Во-т», «До-м», «Ле-в», «Ко-т», Жу-к».
  • После освоения этого материала можно постепенно включать и более многосложные слова, а затем составлять из них элементарные предложения. 

Для раннего возраста лучше всего строить обучение как процесс игры: только так дети действительно способны заинтересоваться и проводить за занятиями столько времени, сколько нужно для достижения правильного эффекта.

Будет здорово, если ты приобретешь кубики с буквами,  магнитную азбуку или будешь использовать простые распечатанные карточки, из которых можно составлять слова, а потом и целый предложения.

Основные ошибки родителей и пути решения.

  1. Просить ребенка произносить правильные названия букв алфавита: «эм», «эр», «эл», «тэ». Об этом мы уже писали выше. Малыш не понимает разницы между буквой и звуком, ему будет трудно соединять буквы в слова. Вместо букв нужно называть звуки: [м], [р], [л], [т] и так далее.
  2. Использовать алфавит с картинками. Он помогает освоить буквы, но мешает чтению (например, трудно понять, почему от сложения «машины» и «аиста» получается слог «МА»). Выход: использовать разный методический материал — кубики, магниты, мягкие буквы, картинки.
  3. Запрещать водить пальчиком по строкам, предлагая возвращаться к новой строке с помощью одного взгляда. Ребенок быстро устает. Поэтому лучше всего пользоваться рукой или закладкой.
  4. Учить читать по буквам, складывая «м» + «а» = «ма». Ребенок утомляется, проделывая «лишние» интеллектуальные усилия. Нужно сразу обучать чтению по слогам, желательно по книгам, где слова разделены на слоги. 
  5. Использовать какую-то одну методику раннего развития. Это закладывает определенные паттерны, которые помешают чтению в будущем. Стоит попробовать комбинировать техники, посоветовавшись с педагогом, которому доверяешь.

Если тебя беспокоит, что ребенок «застрял» на слоговом чтении, ему никак не удается прочесть слова целиком, посмотри этот вебинар (со 2.30 минуты), где педагог Ольга Лысенко делится действенными методами развития скорочтения детей шести-десяти лет.

Когда начинать обучение скорочтению

Позиции педагогов сходны в одном: не стоит учить беглому чтению ребенка, который еще читает по слогам. Начинать занятия можно, когда он уже умеет без усилий прочитывать слова целиком и понимать целые фразы. Иначе малыш не до конца понимает, что именно он сейчас прочитал. К тому же, продолжительность уроков под силу не каждому. Ведь стандартное занятие скорочтение длится 60 минут в день, в несколько подходов, если нужно. 

Если заниматься по 60 минут в день, через 10 дней скорость чтения с учетом понимания текста должна увеличиться в 2-5 раз. 

Итак, слишком раннее обучение, вредно. В этом специалисты сходятся. А вот по поводу своевременного старта их позиции отличаются. Одни полагают, что начинать в младшей школе, потому что в средних и старших классах придется «переламывать» привычные, но неправильные навыки чтения. Это отнимает силы и демотивирует.

Другие эксперты говорят, что навыки скорочтения, приобретенные в младшей школе, забудутся, потому что ребенку некуда их приложить. А вот седьмой-восьмой класс — самое время, так как среда подталкивает ученика к освоению больших объемов текстов. Начинается переход к изучению наук — это стимулирует и мотивирует читать быстрее.

Какие навыки должны быть у ребенка, чтобы освоить скорочтение

Научиться читать быстро — важный навык, который поможет в учебе, особенно после перехода в среднюю школу, когда объем информации резко увеличивается.

Освоить скорочтение малышу будет просто, если у него развиты пять базовых навыков.

  1. Внимание, а также умение концентрировать и легко переключать его. 
  2. Поле зрения, то есть способность охватывать взглядом сразу несколько слов.
  3. Движение глаз, когда взгляд без запинок возвращается от конца одной строки к началу следующей.
  4. Охват фразы целиком, когда во время чтения возникают не последовательные, а целостные образы («Маша ест кашу» — не последовательные образы сначала девочки, потом процесса еды, а сразу целый образ девочки за столом с ложкой и тарелкой).
  5. Скорость обработки информацией мозгом. 

6 базовых упражнений для развития интеллекта и скорочтения

Посмотри, как преподаватель по скорочтению для детей описывает несколько важных упражнений, которые ты можешь выполнять дома вместе с ребенком.

  1. Лабиринт. Нужно распечатать или нарисовать лабиринт (сложность зависит от возраста) и предложить ребенку взглядом найти из него выход.
  2. Таблицы Шульте. Тренируют периферийное зрение. В таблице 5х5 клеточек размещены числа в произвольном порядке от 1 до 25. Нужно найти ту или иную цифру одним взглядом и как можно быстрее. Для этого нужно сконцентрировать внимание на центре таблицы, чтобы видеть ее целиком.
  3. Найди цифру. На листе бумаги следует нарисовать числа от 1 до 25 в произвольном порядке, в виде «облака». Все они должны быть разноцветными, разного размера и шрифта. Цель: за 25 секунд найти их глазами в обратной последовательность — от 25 до 1.
  4. Найди пару. Нужно написать на карточках слова, состоящие из шести букв. Потом разрезать каждое слово пополам. Показывая по три пары слов на разрозненных карточках, предложить ребенку составить из них целые слова. 
  5. Ставим рекорды. Чтение на время — хороший стимул для многих детей. Засеки одну минуту на таймере и по ее окончанию отметьте с ребенком, где он остановился. Повтори еще два раза. Наверное, во второй и третий «курсор» остановки чтения продвинется дальше. Можно вести таблицу и график рекордов, сравнивая показатели неделю за неделей.
  6. Анаграмма. Нужно распечатать текст с намеренно сделанными в нем опечатками и предложениями с неправильным порядком слов и попросить ребенка прочесть и исправить.

Скорочтение для взрослых

Обычная скорость для взрослого человека — 150-200 слов в минуту. Умеющие читать быстро от природы или освоившие навык скорочтения «проглатывают» по 300-400 слов в минуту. Это позволяет прочитывать по три книги в неделю в неспешном темпе. Реклама курсов и школ может обещать и 800, и 1000, однако это вряд ли осуществимо без значительной потери смысла.

Рекомендуем тебе посмотреть интересное видео. Всю правду о скорочтении этот вундеркинд вложил в семь минут:

Как ты поняла, дело не в количестве и не в скорости. Суть этой супер-способности в том, чтобы понимать текст, запоминать смысл. Для этого расширяют диапазон зрения (всего есть три диапазона: центральное, парафовеальное и периферическое), тренируют периферическое, чтобы видеть фразы и строки целиком и словно предугадывать следующие слова.

Обучение должно быть систематическим, оптимальная продолжительность полного курса —  72 часа. Это то время, за которое и формируется привычка не терять смысла и нити повествования при быстром чтении.

Рекомендуем