Многие мамы каждый день (причем, по много раз) слышат от ребенка фразу: «Ой, мне страшно!» Она может звучать по самым разным поводам: когда ребенок опасается скатываться с высокой горки или же всерьез подозревает, что под кроватью притаилась шайка кровожадных пиратов. Как помочь ему справиться с охватившим ужасом?
Страхи бывают разные
Сначала давай разберемся, откуда вообще берутся страхи. Они не всегда связаны с конкретным травматичным опытом (упал с горки — теперь боится). Страх — естественное человеческое чувство. Оно выполняет несколько важных функций: запускает инстинкт самосохранения и заставляет ребенка проявлять осторожность, помогает определить границы своих возможностей, позволяет острее ощутить свою привязанность к чему-то или к кому-то. Содержание страхов варьируется в зависимости от возраста и жизненной ситуации.
Самые первые страхи — примерно с 5 месяцев до 3 лет — связаны с осознанием себя как личности с отдельными границами. Малыш чувствует свое одиночество и слабость перед непредсказуемым окружающим миром. Поэтому маленькие дети чаще всего боятся чужих людей, разлуки с родителями, темноты, высоты, громких звуков.
После 3 лет одна из самых частых причин появления страхов — детская впечатлительность и доверчивость. Из-за поверхностных представлений о жизненных явлениях ребенок легко верит любым россказням и мнениям. Расцвет детской «мифологии» приходится на 5-летний возраст. В этот период ребенок может бояться заболеть (или даже умереть) от проглоченной жвачки или не спать по ночам, ожидая, что в комнату вот-вот проберется «черная рука».
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте большинство страхов возникает на фоне стресса. Постоянное напряжение делает ребенка пугливым и подозрительным. Неприятное или пугающее событие, которое при благоприятных условиях он мог бы «переварить» и легко забыть, в ситуации хронического стресса надолго запоминается и беспокоит в течение многих лет. Такой стресс может быть связан с конфликтной атмосферой в семье, в детском саду или в школе.
Лекарство для храбрости
Избавление от страха можно сравнить с долгим процессом лечения, в котором спешка и неправильно подобранная дозировка препаратов могут нанести вред. Что потребуется ребенку, чтобы он перестал бояться?
✓ Психологическая поддержка. Каким бы нелепым ни был страх сына или дочки, не высмеивай его, не убеждай в том, что бояться стыдно, потому что «он уже большой». Поддерживай ребенка в буквальном смысле: держи за руку, обнимай. Доказано: тактильный контакт с родителями снижает детскую тревожность. Скажи, что если он испугается, ты сразу примешь меры: придешь в комнату, включишь свет, заглянешь в шкаф. Скорее всего, сын или дочка начнет звать тебя по десять раз за ночь. Но этот период нужно пережить.
✓ Информирование. Подробно расскажи ребенку о том, чего/кого он боится. Так, если он думает, что за ним придет «серенький волчок», расскажи о повадках настоящих волков. Оказывается, они сами боятся шума города и не могут залезть на пятый этаж. Изучите вместе энциклопедию о животных. Можно обратиться к «магическому», а не рациональному мышлению. Покажи пузырек с волшебной жидкостью, которая отпугивает волков. Повесь на дверь комнаты табличку «Охраняется зоополицией», чтобы хищники не вошли.
✓ Привыкание. Постепенно приучай ребенка переносить пугающее воздействие. Например, если он опасается собак, дай ему возможность сначала погладить хорошо знакомую маленькую собачку, затем вместе постойте рядом с псом побольше. Посмотрите фильмы и мультики про собак: «Бетховен», «Умная собачка Соня». Иногда, когда ребенку страшно, можно подсластить «пилюлю», совместить с чем-то приятным. Если сын или дочка побаивается летать на самолетах, купи перед полетом новую игрушку, книжку, электронную игру.
✓ Оценка плюсов и минусов. Когда ребенок не может решиться на какой-то поступок, он представляет себе лишь его негативные последствия. («Вот пойду в бассейн — и захлебнусь»). А ты обрати его внимание на плюсы, запиши их для наглядности или нарисуй. Важно, чтобы у плюсов был явный перевес. Вместе помечтайте о том, как будет здорово, если страх останется позади: «Представляешь, когда ты будешь плавать без нарукавников, то сможешь нырять и разглядывать подводный мир!». При этом важно не давить на ребенка и дать ему время собраться с силами.
Мария Баулина, психолог
Воспитать или запугать?
Взрослые провоцируют появление страхов, когда — «в воспитательных целях» — начинают запугивать ребенка. «Не будешь слушаться, полицейский заберет», «Не заглядывай в подвал — домовой схватит». Метод вредный: он удобен для взрослого здесь и сейчас, но никак не помогает детям усвоить правила поведения. А у впечатлительных малышей вызывает страхи. Этим чаще грешит старшее поколение — если услышала что-то подобное от бабушки, няни, сразу пресекай.
Комментарий эксперта
Елена Жатько, практикующий психолог, кандидат психологических наук, специалист Центра душевного здоровья «Альтер»:
В арт-терапии есть несколько техник, позволяющих ребенку справиться со страхом. Ребенка просят в деталях изобразить свой страх. А затем предлагают пририсовать ему смешные «аксессуары»: ослиные уши, свиной пятачок, колпак клоуна и т.д. Таким образом, с помощью высмеивания, страх обесценивается, перестает быть чем-то значимым.
1 Можно сделать и так: предложи нарисовать защитника — того, кто смог бы победить монстров. Этот способ хорош, когда ребенок очень боится рисовать сам страх. Рисунок защитника стоит выполнять на листе крупного формата — А3 и даже больше.
2 А можно изобразить безопасное место, где ребенок будет жить. Помоги ему продумать детали: на картине надо нарисовать главного героя, дом, где он будет жить, и добрых персонажей, которые станут о нем заботиться и играть с ним. А вот страхам там места нет.
3 И, наконец, страх можно лепить из глины. А потом легко размять и раздавить — и вылепить что-то новое и хорошее.