Новогодний ажиотаж
В детстве мы все с нетерпением ждем Нового года: этого ощущения радости и тепла, предвкушения сказки. Повзрослев, мы уже не пытаемся подкараулить Деда Мороза, прячущего подарки, но где-то в глубине души все же верим, что чудо произойдет. И чтобы хоть как-то приблизить его, стремимся создать эту сказку сами — для родных, детей, друзей. И для себя, конечно! Ведь так хочется снова побыть ребенком, забыв про сложности взрослой жизни. И чем больше тебе не хватало ощущения волшебства в детстве, тем с большим усердием ты бросаешься в предновогодний водоворот, неосознанно пытаясь компенсировать это сейчас. Ты бежишь в магазин, чтобы осчастливить близких незабываемым подарком, и покупаешь, покупаешь, ведь вокруг так много интересного, красивого, волшебного…
Маркетинговые ходы
Так предпраздничный ажиотаж обостряет твои внутренние проблемы. Что делать? Самый простой и действенный способ — не идти в магазин в таком состоянии. Отложи шопинг и разберись в себе: отпусти прошлое, найди интерес к жизни, верни себе чувство собственной значимости. Конечно, внутренняя работа требует времени. А как быть, если праздники уже на носу и надо идти за подарками?
! Постарайся не поддаваться на психологические уловки маркетологов. В магазинах часто звучит приятная, расслабляющая музыка — так и хочется себя чем-то побаловать. Будь бдительна! Учти, что на самые видные места выставляют более дорогие вещи и продукцию с истекающим сроком годности. Также товары, которые магазину выгодно продать, выделяются яркими цветами — оранжевым, красным. Они не только привлекают внимание, но и побуждают к действию, то есть к покупке. Не ведись на огромные скидки и надпись «Лидер продаж»: цена на такие товары была заранее завышена.
Ограничительные рамки
Чтобы не потратить лишнего и не накупить ненужных вещей, следуй правилам:
✓ Составь список тех, кому ты хочешь купить подарок, а также тех, кому нужно преподнести лишь символический презент.
✓ Раздели всех на группы: родственники, друзья, коллеги, знакомые. По возможности объедини тех, кому можно сделать один подарок на двоих или на семью.
✓ Определи бюджет — сумму, которую ты можешь позволить себе потратить. Затем распредели ее по группам из списка. Например: 1000 руб. — на каждого человека из категории «родственники», 700 руб. — «ближайшие друзья», 300 руб. — «знакомые».
✓ Заранее продумай подарок для каждого. Напиши несколько вариантов. Постарайся прикинуть, сколько может стоить та или иная вещь. Запиши это, чтобы потом, увидев ее на прилавке, в спешке не заплатить за нее втридорога. К сожалению, в канун праздников цены кусаются!
✓ Разбей шопинг на несколько этапов, не пытайся купить все за один раз! Не бери с собой денег больше, чем нужно. Избегай рекламных уловок: прежде чем что-то приобрести, подумай, понравится ли эта вещь человеку. Не соглашайся на предложения продавца купить «к этому шарфику вот эти перчатки»: четко придерживайся плана. И не ходи в магазин на голодный желудок, иначе наберешь лишних продуктов и сладостей.
✓ Помни: ценность подарка определяется не только его стоимостью. Здесь важен индивидуальный подход, ведь одного больше порадует полезная вещь, а другого — необычная. Также надо учитывать и сам праздник: Новый год — это пора волшебства, а значит, и подарок должен быть чуточку сказочным. Не поленись красиво его оформить и оригинально преподнести.
Страсть к приобретательству
Есть несколько весомых причин, которые заставляют нас покупать больше, чем необходимо. Попробуй понять, что движет именно тобой.
1 Стремление заполнить пустоту, образовавшуюся из-за расставания с любимым или потери работы. Покупки могут на время заполнить ее. Но ценность приобретенной вещи и значимость потери несоизмеримы! Поэтому мы идем в магазин снова и снова, надеясь, что количество перейдет в качество.
2 Желание получить вещественное доказательство своего труда. Многие из нас не могут увидеть результат своей работы, потрогать созданный им продукт. Взамен потраченных усилий мы получаем зарплату. И спешим потратить ее на платье, туфли, телефон, чтобы пощупать результат своего труда.
3 Необходимость расслабиться. Проблемы и стрессы держат нас в напряжении, мешают получать удовольствие от жизни. Попадая в магазин, мы оказываемся в другом мире, где время течет иначе: можно отключиться от суеты, неспешно идти вдоль рядов, выбирая, оценивая, примеряя.
4 Страх быть не в тренде. Нас пугает рутина, обыденность. Когда все идет размеренно и разложено по полочкам, мы возмущаемся: а где же свобода, приключения?! И бежим купить новое взамен старому, чтобы не стать скучными, неинтересными.
5 Повысить свой статус. Когда человек не чувствует собственной значимости, нужности, он пытается доказать всем, насколько он крут, с помощью антуража — престижных вещей, одежды определенных брендов. Так он стремится поднять цену в своих глазах и глазах окружающих.
6 Стремление к совершенству. Человеку в детстве внушили, что он должен всегда быть победителем, готовым к любым ситуациям, и при этом никогда не показывать своих слабостей! Поэтому он не признает в себе изъянов, считает, что у него все должно быть лучшего качества. Он не может дважды надеть один и тот же наряд на мероприятие. Если вещь сломалась, он ее не ремонтирует, а выбрасывает… И идет в магазин, чтобы быть идеальным.
Что говорит статистика?
Опрос, проведенный MasterCard, показал:
58% россиян признаются, что получали непродуманные подарки. 30% объясняют это тем, что даритель не знал их вкусов, а 28% считают, что человек покупал все в последний момент.
39% женщин переживают из-за того, что они не угадали с выбором. А среди мужчин таких 48%!
30% начинают искать подарки за месяц до праздника, а 46% — лишь за неделю.