Работа психотерапевта — это разговор с бессознательным на языке тех «воображаемых» образов, с которыми знаком каждый человек — они возникают перед глазами, когда ты что-то вспоминаешь, придумываешь или представляешь. Задача психотерапевта — выявить образ, с помощью которого бессознательное кодирует проблему, и трансформировать его так, чтобы он кодировал благополучие и становился новой «инструкцией» для бессознательного.
В процессе работы человек описывает те образы, что предстают перед его мысленным взором и озвучивает первые мысли, которые приходят в голову. Они и есть информация из бессознательного, которую можно получать без гипнозов, трансов и прочих техник.
В этой работе нет ничего мистического или эзотерического, несмотря на то, что зачастую образы носят фантастический или религиозный характер. При этом она позволяет за очень короткое время решать проблемы, которые кажутся неразрешимыми или мучают человека годами.
Распятая дочь
Девушка Ольга пришла с рядовым с запросом — улучшить отношения с молодым человеком. Когда стали разбирать ее ситуацию при попытке выбросить символ убеждения «Я некрасивая» появились фигуры ее мамы и бабушки, заявлявшие «красивой быть нельзя, иначе станешь проституткой». Они вручали Ольге швабру уборщицы с заветом: «Мы жили некрасивыми, и ты так жить будешь».
На предложение подарить им самим лучшую жизнь бабушка легко согласилась и охотно прожила (виртуально) жизнь красавицы, после чего готова была с легким сердцем разрешить и внучке быть красивой. А вот мать отказалась. Она ответила, что хочет целую вечность смотреть, как ее дочь будут распинать на кресте, а потом глумиться над телом.
Кому выгоден такой монструозный образ матери? Появилась фигура самой Ольги в 14 лет, и эта девочка-подросток сказала, что ей удобно ненавидеть мать, потому что тогда можно разворачивать в голове судебный процесс и получать от этого удовлетворение. Суд, кстати, не ограничивался наказанием матери, а занимался вынесением приговоров всем людям в окружении Ольги.
Когда мы дорастили всех детских и подростковых персонажей, участвовавших в этом судилище, суд самораспустился, а фигура матери волшебным образом подобрела и вслед за бабушкой дала Ольге разрешение быть красивой.
Демон Ставрогина
Молодой человек Николай обратился с запросом достичь успеха в своем деле. На очередной встрече Николай пожаловался, что уже несколько дней пребывает в жуткой депрессии, начавшейся на ровном месте, и ему в голову постоянно лезут мысли о том, чтобы повеситься. Депрессию убрали, и молодому человеку полегчало. Продолжили работу с основным запросом.
На тот момент стояла задача — трансформировать внутреннего Взрослого. Образ Взрослого вышел как фигура самого Николая, но стоял Взрослый спиной к молодому человеку. На вопрос, почему он стоит спиной, Взрослый ответил: «Я не хочу на тебя смотреть».
Когда психотерапевт спросил Николая, нет ли в пространстве между ним и Взрослым каких-либо препятствий, он ответил, что видит табуретку. На вопрос, кто и зачем поставил табуретку, появилась фигура черного человека, который сказал: «Да я просто мимо проходил, смотрю — у тебя тут так интересно». И тут Николай внезапно восклицает: «О, Боже, это же та самая табуретка, на которую встают, чтобы повеситься! Вот откуда мне эти мысли лезли!».
Психотерапевт предложил Николаю призвать на помощь образы высших сил или божественного света, и черный человек с визгом улетучился, прихватив с собой табуретку. После чего Взрослый охотно повернулся лицом к Николаю и согласился оказывать ему содействие в его проектах. Депрессия, разумеется, тоже не возвращалась.
Детский гробик
Девушка Алина, проблема — она не может выйти замуж. В ходе работы призналась, что ни разу не влюблялась по-настоящему, хотя отношения с мужчинами были, и жаловалась на дефицит радости в жизни.
Психотерапевт предложил посмотреть на состояние ее внутреннего ребенка, который, в идеале, и должен отвечать за радость жизни. Но при запросе к бессознательному показать его появился детский гробик. Самого ребенка вскоре удалось найти, однако он висел высоко в воздухе над девушкой и не соглашался возвращаться в ее жизнь ни при каких условиях, потому что «...это ужасная жизнь, ужасный мир». Просмотр линии жизни девушки показал, что ребенок был оторван от нее на всем протяжении жизни, а чувство тоски от самой необходимости проживать эту жизнь обнаруживалось и в точке рождения, и даже в точке зачатия.
Психотерапевт предложил девушке смоделировать ситуацию, когда она смотрит на точку своего зачатия сверху, как бы из жизни до рождения. Оттуда эта перспектива представилась ей ужасной воронкой, куда ее вот-вот затянет, а сама линия жизни, по ее словам, выглядела как гигантский червь из фильма «Дрожь земли» (дети 90-х помнят), который в точке рождения съедал ее, а в точке настоящего, прощу прощения, выкакивал.
После того, как убрали этого гигантского червя (смотали в рулончик и сожгли), внутренний ребенок согласился воссоединиться с девушкой. В дальнейшем она рассказывала, что после этого ее жизнь начала фонтанировать радостью, которой она прежде никогда не испытывала.
«Чтоб ты сдох»
Мужчина Олег обратился с проблемой самоуничтожения. Жаловался на то, что сам видит, как занимается латентным самоубийством через алкоголизм, неуспех, неудачный брак и прочее, но ничего поделать с этим не может, буквально катится под откос.
На очередной встрече прорабатывали его базовые страхи, и в качестве хозяина одного из них вышла безобразная ведьма. На вопрос, чего она добивается, внушая Олегу страх, ответила: «Хочу, чтоб ты скорее сдох!». Когда же психотерапевт спросил: «А что хорошего будет, когда он сдохнет?», ответил: «Ну, эту жизнь он уже изгадил, а если умрет, то реинкарнирует, родится заново и снова получит шанс быть счастливым».
Иначе говоря: бессознательное Олега добивалась для него счастья через смерть и новую жизнь, не видя возможности реализовать счастье в этой жизни. И генерировало самоубийственные наклонности, чтобы, как это ни парадоксально, поскорее привести его к счастью.
После ресурсирования и трансформации образ ведьмы преобразился и охотно согласился не откладывать счастье до следующей жизни, а навести порядок в текущей. На следующую встречу Олег приехал изменившимся до неузнаваемости — энергичным, бодрым, разговорчивым, без следа алкогольной отечности на лице.
Дед-убийца
Елена обратилась с проблемой прокрастинации. В качестве символа препятствия между ней и ее целями появился образ черного дерева за спиной у девушки. Когда психотерапевт попросил показать, кто поставил дерево, вышел дед героини по отцовской линии. Елена рассказала, что дед — алкоголик, дважды убийца, большую часть жизни провел в тюрьме, а ныне доживает свой век в доме престарелых. Отец девушки вычеркнул его из жизни, сама же она питала к деду смешанные чувства.
На вопрос, зачем он поставил дерево за спиной девушки, тот принялся ползать перед ней на коленях, молить о прощении и «хоть капле любви». Но попытки дать ему ресурс любви не увенчались успехом — образ был не в состоянии принять ее.
Просмотр линии жизни деда показал, что единственным моментом, когда его жизнь еще не была в черном цвете — самый первый год жизни, после чего резко все окрашивалось в темные цвета. Прояснение переломного эпизода показало, что еще в младенчестве по недосмотру родителей ребенок опрокинул на себя кипящий самовар, после чего на всю жизнь у него остались уродливые шрамы на спине, из-за чего его дразнили сверстники.
Родители первое время не открывали повзрослевшему сыну подлинное происхождение этих шрамов, но в какой-то момент, походя, рассказали правду, что стало для мальчика неким психологическим сломом (и сам факт, что они врали, и то, как именно преподнесли ему правду).
После того, психотерапевт и пациент дали всем участникам недостающие ресурсы и перезаписали этот эпизод (в новой версии родители искренне покаялись перед ребенком), мальчик пошел по другой, светлой линии жизни и пришел к точке настоящего в облике благодетельного старца, который дал Елене свое благословение жить и радоваться. После чего все препятствия по пути к ее целям на векторе будущего исчезли сами собой.
Мальчик-страх
Молодой человек Игорь обратился с желанием увеличить доход. Как препятствие между ним и деньгами вышла фигура мальчика, который целиком состоял из страха. На мой вопрос, является ли мальчик внутренним ребенком, образ ответил: «И да, и нет».
Когда психотерапевт попросил показать того внутреннего ребенка, который на сто процентов является таковым, вышел веселый, светловолосый активный мальчишка, который сразу принялся скакать вокруг. На вопрос, какое отношение к нему имеет мальчик-страх, веселый мальчуган ответил: «Я расщепился, чтобы выжить, и весь свой страх слил в него».
Как выяснилось, произошло это, когда родители Игоря развелись и мальчику пришлось жить в семье нового мужа матери. Ресурсирование и перезапись этого периода на линии жизни привели к тому, что мальчик-страх бесследно исчез, а внутренний ребенок стал цельным и уже беспримесно веселым и жизнерадостным.
Анна и Сатана
Анна обратилась с проблемой постоянного страха за своего уже взрослого сына. На запрос к бессознательному показать хозяина страха вышла — ни много ни мало — фигура Сатаны, который говорил, что его цель — довести Анну до помешательства при помощи страха одиночества, чтобы она умерла в сумасшедшем доме всеми забытая, после чего, по словам Сатаны, ее душа достанется ему.
На вопрос, в каком возрасте Анны Сатана впервые появился в ее теле, тот указал на время развода героини. Однако страх одиночества появлялся в ее жизни гораздо раньше — в результате сурового материнского воспитания.
Когда психотерапевт и пациент перезаписали прошлое Анны, дав ей волшебную маму, Сатана отошел достаточно далеко, но все равно давал понять, что при первой возможности вернется. Когда запросили у бессознательного тот ресурс, что сможет окончательно выдворить Сатану из пространства жизни Анны, появился образ связи с высшими силами в виде столпа света, нисходящего на Анну. Она еще раз прошла по воображаемой линии жизни вместе с этим ресурсом, и фигура Сатаны растворилась без следа.