Порой сущий пустяк — неловкий жест или плохо подобранное слово — может сыграть роковую роль и послужить поводом для отказа. Важно выглядеть уверенной, говорить спокойно и убедительно — только так можно представить себя в выгодном свете. Легко сказать! Далеко не всем удается справиться с волнением, особенно если вакансия очень хорошая и хочется, чтобы это место досталось тебе. Как взять себя в руки? Заранее подготовься к встрече — и тогда на вопросы работодателя ты будешь отвечать уверенно, показав, что лучшего кандидата ему не найти.
Жесты
—
Чрезмерно жестикулировать, складывать руки на груди, теребить пуговицу, локоны, барабанить пальцами по столу, вертеть ручку, кусать ногти.
+Скрещивания рук или ног — это закрытая поза: она свидетельствует о нежелании сотрудничать. Положи руки на стол. Одну можешь поднимать к щеке — это говорит о раздумье. Но не опирайся на подбородок — ты же не на посиделках.
Поза
— Сидеть ссутулившись, на самом краешке стула или, наоборот, развалившись в кресле. Опускать голову, класть ногу на ногу, елозить.
+ Расправь плечи, держи спину прямо — так ты будешь выглядеть и чувствовать себя увереннее. Старайся дышать глубоко и ровно — это поможет тебе расслабиться и держаться естественно. Голову можешь немного наклонить в бок — это показатель того, что ты внимательно слушаешь своего собеседника.
Внешний вид
— Глубокое декольте, мини-юбка, рваные джинсы, яркий макияж, тяжелый парфюм, обилие драгоценностей.
+ В одежде придерживайся делового стиля, даже если в компании нет дресс-кода. Не надо ничего легкомысленного и вычурно-вызывающего. Но надевай только то, в чем чувствуешь себя комфортно. Будут уместны блузка с юбкой (брюками) либо костюм — все спокойных тонов; неброский макияж, легкий аромат.
Речь
— Перебивать собеседника, болтать без умолку, тараторить, отвечать односложно, врать, употреблять слова-паразиты.
+ Говори четко, размеренно и по делу, не пускаясь в пространные рассуждения. Не торопись отвечать, особенно на каверзные и сложные вопросы. В этом случае делай небольшие паузы, чтобы показать, что ты сначала думаешь, а потом говоришь. Будь краткой: 2–3 минут на ответ вполне достаточно. Не бойся сама задавать вопросы (подготовь их заранее). Шутить тоже можно, только осторожно — никаких фривольностей. И избегай откровенной лжи: опытный интервьюер сразу ее заметит.
Мимика
— Не стоит опускать или отводить в сторону взгляд, «бегать глазами», хмуриться, сжимать губы в «ниточку».
+ Приветливо улыбайся. Старайся смотреть собеседнику в лицо: необязательно только в глаза, можешь перемещать взгляд на губы, нос, лоб. Разумеется, не нужно на него все время пялиться, просто держи своего визави в центре внимания.
Важно!
Заранее продумай, как отвечать на каверзные вопросы про твои недостатки и промахи. Не делай вид, что ты идеальна, — таких людей не бывает. Будь самокритична, но не рассказывай обо всех своих грехах. Главное — сказать, как ты устраняешь ошибки.
Если спрашивают: «Что вас не устраивало на предыдущем месте работы?», ссылайся на отсутствие перспектив или неудобный график. Но не говори, что начальник — самодур, а коллеги завистники, даже если это сущая правда!